Юмор в классической музыке: как и зачем шутили великие композиторы
03.08.2022

Юмор в классической музыке: как и зачем шутили великие композиторы

Алексей Чесноков

Музыкант, фингерстайл-гитарист, автор статей в PimaLive

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Шутки любят все, и представители классической музыки не исключение. Многие использовали свое творчество для того, чтобы подшутить над знакомыми или известными людьми либо просто заставить слушателя улыбнуться.

Юмор — одна из лучших вещей, которую изобрело человечество. Он является маркером хорошего контакта между людьми и делает общение более комфортным.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Юмор в классической музыке встречается нередко: где-то скрыт в партитуре и технических тонкостях исполнения, где-то в самом настроении композиции, а в произведениях с вокалом (например, операх) часто кроется в тексте.

Нередко классические композиторы так и называют свои сюиты и этюды: «Шутка», «Юмореска», «Скерцо». Они отражают не наличие реального юмора, а легкий, непринужденный и порой легкомысленный характер звучания. А слова в названии — часто не что иное, как завуалирована просьба не относиться к этому произведению серьезно.

Обязательно изучите советы, с чего начать изучение классической музыки, если еще не сталкивались с этим жанром. Он способен изменить вас не только духовно, но и физически!

А теперь — к настоящему юмору!

Как корабль назовете, так он и поплывет

Несмотря на наше предупреждение об обманчивости названий, часть произведений все же содержат шутки именно в этой части.

Например, одна из миниатюр Модеста Мусоргского называется «Балет невылупившихся птенцов». Великий композитор с помощью необычных синкоп так точно изобразил в музыке неловкие движения только что вылупившихся птенцов, что это не может не вызвать улыбку.

Похожий метод использовал Людвиг ван Бетховен. Послушайте эту суетливую и неспокойную пьесу. Он не вызывает смеха, пока не узнаешь ее название — «Ярость по поводу утерянного гроша».

Бурная суета из-за монеты сама по себе звучит нелепо и веселит, а иногда из этого произведения делают целое шоу: во время вступления на сцену выходит один из музыкантов оркестра и начинает искать потерянный грош по карманам, в нотах и инструментах, мешает играть музыкантам и переругивается жестами с дирижером.

Еще одним любителем музыкально пошутить был французский композитор Камиль Сен-Санс. Его произведение «Карнавал животных» — своеобразный «музыкальный зоопарк», в котором каждому из животных посвящена своя пьеса — всего 14.

Пьеса-шутка "Карнавал животных"

Среди пьес про черепах, слона, птиц и кенгуру затесались… пианисты. Их Сен-Санс высмеял беспощадно — в пьесе они играют бесконечные гаммы и упражнения, в то время как остальной оркестр пытается им подыгрывать.

Их пьеса плавно переходит в следующую часть, «Fossilis», что можно перевести как «ископаемое животное». Кого же Сен Санс назначил «ископаемым»? Конечно же, икону всех пианистов — Моцарта! В пьесе звучит мотив из Allegretto, которое учат все пианисты в начальных классах музыкальных школ.

Досталось от маэстро и слушателям: в миниатюре «Персонажи с длинными ушами» оркестр пытается имитировать крики осла, явно сравнивая его с мнением неискушенной публики относительно классической музыки:

Произведение «Карнавал животных» — это просто кладезь тонких шуток про классическую музыку и музыкантов. Но они будут понятны только людям, которые хорошо разбираются в классике. Если есть желание разобраться и узнать больше, обязательно записывайтесь на бесплатные онлайн-курсы игры на гитаре, где вам расскажут и покажут намного больше.

Другой подход

Другая часть композиторов строит свой юмор по-другому: вплетает его в само тело произведения либо шутка и является главной идеей композиции.

Здесь уместно вспомнить венского композитора Франца Йозефа Гайдна — одного из самых больших и остроумных шутников в мире классической музыки. Именно он стал автором «Прощальной симфонии» — весьма нестандартного произведения, во время исполнения которого музыканты по очереди вставали и уходили со сцены.

Прощальная симфония, Гайдн

По задумке автора, когда последний из них доигрывал свою партию, то задувал свечи и уходил, оставляя дирижера и зал в полной темноте. Но последователи обыгрывали это произведение на свой вкус: дирижер уходил первым либо уговаривал каждого из музыкантов остаться, иногда он дирижировал до последнего, не замечая, что весь оркестр уже ушел.

Гайдн с юмором воспринимал почтенную публику, которая приходила на концерты после обильного ужина и начинала дремать под звуки оркестра. Но не мог над ними не подшутить. Он сделал вторую часть своей 94-ой симфонии очень нежной и убаюкивающей, но вставил несколько моментов, в которых музыка внезапно становится очень громкой и кричащей.

Сам Гайдн рассказывал, что на премьере симфонии от таких резких перепадов настроения музыки некоторые посетители излишне расчувствовалась и лишилась чувств.

По Гайдновским тропам пошел еще один композитор — американец Лерой Андерсон, который написал очень забавную миниатюру «Пьеса для пишущей машинки с оркестром». Удивительно, но на сцену действительно выносили пишущую машинку, на которой играл дирижер или кто-то из ударников! Звучит очень смешно и необычно, но музыкально!

Наши эксперименты показали, что это еще и технически непростое произведение — на машинке трудно «играть» в ритм, пальцы очень быстро устают и начинают болеть, а клавиши западают от быстрых нажатий. Видимо, в оркестрах, которые играют это веселое произведение, используют какие-то адаптированные машинки для музицирования (но это неточно!).

Своеобразным юмором успел прославиться и великий Вольфганг Амадей Моцарт. Он невзлюбил Адриану Феррарезу дель Бене — одну из самых известных оперных певиц Италии того времени. И чтобы публично ее высмеять, использовал одну из ее особенностей исполнения: когда дель Бене пела высокие ноты, то задирала голову вверх, а на низких сильно опускала вниз.

При создании вокальных мелодий для оперы «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» Моцарт расставил много быстрых переходов от высоких нот к низким в партии дель Бене. В итоге на премьере певица постоянно кивала головой, как курица, которая клюет зерно.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
05.09.2023
Джо Пасс: как изменился мир джаза под звуки его гитары

Джо Пасс не просто гитарист — он является символом эволюции джазовой музыки в XX веке. Своим уникальным стилем игры на гитаре и невероятной техникой Пасс показал миру, как один инструмент может звучать как целый оркестр.

14.08.2024
Философия джазовой музыки: зачем изучать традиционный джаз

Изучение джазовых традиций, репертуара, истории и основных стилей невероятно важно сразу по нескольким причинам. Давайте разбираться.

18.12.2018
Перекресток 1986 - почему гитаристу нужно посмотреть этот фильм

Мотивация великая вещь, в любом увлеченном человеке она поддерживает идею, дает стимул. Музыканты в этом смысле не исключение, ведь в большинстве случаев люди начинают заниматься музыкой стремясь стать похожими на своих кумиров.