Виды акустических гитар
15.08.2023

Виды акустических гитар

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

В мире акустических гитар постоянно происходит что-то новое. Экспериментов тут проводят, пожалуй, даже больше, чем в мире электрогитар: появляются новые конструкции, испытывают новые материалы.

Но все эти нововведения мало касаются форм инструментов! Как и сто лет назад, сегодня по-прежнему используют всего несколько популярных форм и размеров корпусов: «Джамбо», «Дредноут», «Парлор»…

Но порой бывает сложно разобраться, что есть что и какую форму лучше выбрать при покупке инструмента. Давайте вместе проведем небольшое историческое исследование и разберемся в разнообразии конструкций акустических гитар.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков


Отличия конструкций

Сделанные в Америке гитары начали принципиально отличаться от европейских традиций к середине XIX века. «Классические» гитары того времени следовали размерам, форме, конструкции и системе пружин, предложенных отцом современной «классики», мастером Антонио Де Торресом.

Тем временем в Пенсильвании Кристиан Фредерик Мартин разработал X-образную систему пружин, которая стала столь же популярной.

Иммигранты со всего света привозили в Америку свои музыкальные инструменты. И старые маленькие гитары с жильными струнами не могли больше соперничать по громкости с ирландскими скрипками и мандолинами с металлическими струнами. Постепенно к началу XX века металлические струны практически полностью вытеснили жильные.

Это нововведение позволило раскрыть звуковой потенциал новой X-образной системы Мартина. Множество гитаристов безнадежно повредили свои старые инструменты в попытке поставить на них металлические струны: инструменты просто не выдерживали силы натяжения. Мартин ответил на это утолщением пружин корпуса.

Более толстые пружины требовали больше энергии для раскачки, что частично ослабило звуковой эффект от металлических струн. Одним из способов преодоления этих ограничений стало увеличение площади верхней дэки. И постепенно размеры корпуса гитары стали увеличиваться. Именно в то время, на рубеже XIX и XX веков, и появилось большинство форм гитарных корпусов, которые сохранились и по сей день.

«Парлор»

Удлиненная 8-образная форма этих гитар была заимствована у инструментов эпохи возрождения. Сконструированные изначально для домашнего музицирования и путешествий, гитары «Парлор» часто называли «седельной гитарой», так как их часто брали с собой ковбои и солдаты во времена гражданской войны.

Акустическая гитара Парлор

Эти инструменты отличались компактным размером: ширина корпуса всего 25-30 сантиметров. Так что не ждите от них массивных басов. Звучание очень характерно для раннего блюза и рег-таймов. Но все же из них можно извлечь очень красивый и мягкий звук. Такие гитары называли еще «наколенные пианино». Порой они звучали неожиданно полно и громко.

Виды акустических гитар

Гитара Мартин “size 0” была впервые выпущена в 1854 году. Ее корпус имел 35 см в ширину, и она оставалась самой большой гитарой последующие 23 года.

Гитара размера «0» имела более полный бас по сравнению с моделями «парлор» и идеальна подходила для записи. Возможно именно на гитарах такого размера записывался Роберт Джонсон.

Запущенная в 1877 году модель «00» называлась также «Grand Concert» и была чуть больше «0» в ширину, но уступала ей по глубине корпуса. Увеличенная поверхность корпуса и общий внутренний объем давали более полный звук с насыщенными басами.

«000» стала самой большой моделью Мартин в 1902 году с шириной корпуса в 15 дюймов или 38 см. Как и все модели Мартина на тот момент, ее гриф соединялся с корпусом в районе 12 лада.

Музыкальные вкусы менялись, и джазовые музыканты, ищущие чистый прорезающий звук, для игры в оркестрах стали выбирать гитары с выгнутым верхом.

В начале XX века банджо было одним из самых распространенных инструментов. Когда его популярность начала постепенно падать, один известный банджист по имени Пэрри Бэчтел (Perry Bechtel) пришел в компанию Мартин с необычным запросом.

Привыкший к легкодоступному грифу банджо, он попросил сделать для него гитару с двумя дополнительными ладами, свободными от корпуса. В результате, уменьшив переднюю часть корпуса и увеличив мензуру, Мартин получили новую модель «Orchestra model».

Дредноут

Часто именно компании Мартин приписывают изобретение этого дизайна корпуса, но существуют и другие версии более раннего появления подобных форм. В 1916 году были запущены первые пробные версии этих моделей для локальных дилеров. И только в 1931 году Мартин запустил производство под собственным именем.

Акустическая гитара дредноут

Эти гитары с очень широким корпусом и характерной «квадратной» формой. Звук их полон насыщенных, гулких басов и ярких верхних частот. Небольшой провал в среднем диапазоне делает инструмент идеальным вариантом для аккомпанемента.

Джамбо

Несмотря на то что компания Мартин надолго остановилась на форме дредноут, другие производители пошли дальше по пути увеличения корпуса.

Компания Гибсон, использовала термин «Jumbo» для своих моделей дредноут, для еще более увеличенного корпуса предложила термин “Super Jumbo”. Так появилась гитара SJ-200 с характерными очертаниями и очень широкой декой – более 17 дюймов.

Акустическая гитара джамбо

Обычно Джамбо очень громкие гитары, с менее выраженным басом по сравнению с дредноутами. Они станут идеальным выбором для громкого, яркого аккомпанемента и фингерстайла.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
27.12.2022
«Сеговия — это бог гитары»

Значение его деятельности выходит далеко за пределы гитарного исполнительства. В первую очередь его ценят как выдающегося музыканта, а уже потом как совершенного исполнителя на гитаре.

16.05.2024
Как слэш-аккорды меняют звучание музыки

В стремлении открыть более гармоничные последовательности музыканты переходят к проходящим аккордам и обращениям, которые называют «слэш-аккорды» из-за их способа написания.

17.02.2021
Аккорд альма-матер Джимми Хендрикса

Редко кто из гитаристов не знает имени новатора, создавшего звук электрогитары таким, каким мы его слышим сегодня. Это имя известно не только профессионалам, но и новичкам, только осваивающим гитару. Человек, который филигранно владел инструментом, знал «волшебные» Аккорды. Джимми  с помощью звуков был способен развернуть вселенную для своего слушателя, погружая   в пучину хаоса или бесконечные потоки любви.