Устойчивые и неустойчивые ступени - движущая сила музыки!

Устойчивые и неустойчивые ступени - движущая сила музыки!

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Музыка неразрывно связана со временем и существует только в промежутке между прошлым и будущим. Когда мы слушаем композицию, то следим за тем, как музыкальная мысль разворачивается во времени. Это развитие происходит неравномерно: в некоторые моменты мы чувствуем напряжение, накал страстей или неустойчивость, незавершенность, а в другие можем почувствовать расслабление, спокойствие, завершенность и гармоничность.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

В борьбе этих противоположностей и заключается основной диалектический принцип музыки, который заставляет нас надолго погружаться в образные чередования «напряжение-разрешение».

Виды ступеней

Способов создания такой смены настроений очень много:

  • ритм,
  • аранжировка
  • чередование различных по функциям аккордов и многое другое.

Гармонические функции — основа современной музыкальной ткани. Но почему они существуют? Почему некоторые аккорды звучат устойчиво, а некоторые — крайне неустойчиво? И почему одни мелодии захватывают воображение и уносят в мир фантазий, а другие навевают скуку?

Все это неразрывно связано с концепцией устойчивых и неустойчивых ступеней и их взаимном переходе.

Мажорная гамма и связанная с ней система мажоро-минора — мелодическая и гармоническая основа подавляющего большинства современных музыкальных композиций. Но ступени (и живущие на них ноты) мажорной гаммы не одинаковы по функциям и значению в тональности.

Различают:

  1. Устойчивые ступени — I – III – V
  2. Неустойчивые ступени — II – IV – VI – VII.

Используя для примера близкий До-мажор, получим: устойчивые До — Ми — Соль, и неустойчивые Ре — Фа — Ля — Си. 

Устойчивые и неустойчивые ступени

Устойчивые ступени создают ощущение завершенности, своеобразной «точки прибытия» мелодии, а неустойчивые толкают мелодию вперед, являясь как бы горкой, с которой мелодия хочет скатиться.

За счет этого импульса движения неустойчивые ступени стремятся перейти в устойчивые: II в I, IV в III, VI в V, VII в I. Это называется разрешением неустойчивых ступеней в устойчивые и является основой современной музыкальной культуры.

Чтобы понять, как функционируют устойчивые и неустойчивые ступени, проделайте следующее упражнение: (рис.2)

 Устойчивые и неустойчивые ступени

Для начала сыграйте записанную мелодию на гитаре или фортепиано, затем сыграйте и пропойте эту мелодию несколько раз. Как только вы запомните эту последовательность, попробуйте спеть без инструмента. В конечном итоге спойте мелодию, аккомпанируя себе с помощью аккордов, записанных выше нотоносца. Через некоторое время вы начнете отчетливо чувствовать разницу между устойчивыми и неустойчивыми ступенями и направления их разрешения.

Похожим образом устойчивость и неустойчивость проявляются и у аккордов — в зависимости типа ступеней в их составе. Например, тоническое трезвучие состоит исключительно из устойчивых ступеней (I III V) и является самым устойчивым аккордом в тональности. Доминант септаккорд, главный неустойчивый аккорд в тональности, состоит из 1 устойчивой (V) и 3 неустойчивых ступеней (VII II IV), 2 из которых (VII и IV) крайне неустойчивы. Разрешение же неустойчивых аккордов происходит при последовательном разрешении их ступеней. Например, классическое разрешение доминант септаккорда выглядит следующим образом: 

 Устойчивые и неустойчивые ступени

Правильное понимание и присутствие внутреннего ощущения неустойчивости, движения и разрешения в музыке являются главнейшими навыками хорошего музыканта. Это позволяет правильно слышать, понимать и исполнять музыкальные произведения. А еще эти навыки просто необходимы для сочинения интересных, цепляющих и запоминающихся мелодий. Если вы задумались об освоении импровизации, без правильного ощущения устойчивости и напряжения тоже не обойтись.

Больше подробной и системной информации вы можете получить на нашем курсе по теории музыки для гитары, это действительно поможет вам стать лучше.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
30.09.2022
Как подружиться с триолями

Целая нота может делиться и на другое количество частей — на пять, что рождает более сложные музыкальные размеры.

Один из самых популярных и используемых в музыке вариантов деления — это триоли, то есть деление ноты на три равные части.

01.03.2021
Трезвучия. С чем их едят?

Музыка, как известно, это универсальный язык, способный передать слушателям всю палитру эмоций произведения. Именно этим языком разговаривает автор, закладывая свои уникальные идеи, структурно сочетая тембры, ноты, ритмы, слова и т.д. Но, что же такое трезвучие в музыке? Разберем эту тему поподробнее.

13.01.2023
Камерная музыка: когда появилась, кто и как ее исполнял

Понятие слова «камерный» в искусстве многозначно. Непонятна сама логика происхождения термина: если камерное кино снимают в камере или на камеру, то как быть с камерной музыкой?

Камерность в искусстве — это форма самоограничения творца, которая подразумевает небольшие размеры произведений и специфические условия их создания.