Ускорение игры: разгоняем слух и пальцы
31.01.2023

Ускорение игры: разгоняем слух и пальцы

Алексей Чесноков

Музыкант, фингерстайл-гитарист, автор статей в PimaLive

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Хочу быстрее!

Тема быстрой игры — одна из самых острых в музыкантской жизни. Каждый видел вживую или на видео виртуозного музыканта, который исполняет партии на бешеной скорости, и в тайне мечтал играть так же.

Однако при попытке ускорить разученные композиции хотя бы на 20 ударов метронома, многие сталкиваются с разочарованием. Вроде и играешь не первый год, и партию знаешь хорошо, а почему-то не получается сыграть ее быстрее.

Дело в том, что ускорение игры — это непростой процесс, который не осилить с наскока. В нем важна правильная подготовка и общее понимание того, как слух связан с руками и скоростью их игры.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Почему не получается играть быстрее?

Музыкант, который выучил произведение, но еще не отработал до идеального звучания, может уверенно сыграть его в комфортном темпе. Но при попытке сыграть даже чуточку быстрее, он теряет в качестве звукоизвлечения и допускает странные ошибки в местах, которые казались ему беспроблемными и легкими. Почему так происходит, если у него нет проблем с техническим исполнением композиции?

Наш мозг во время исполнения занят целой массой задач. Он должен:

  • следить за руками и отдавать им приказы,
  • слышать сыгранные ноты,
  • припоминать, что играть дальше,
  • параллельно анализировать все эти процессы.

Привычная скорость — это скорость, на которой мозг музыканта успевает все это делать, и поэтому у него получается играть без больших ошибок.

Непривычно высокая скорость (даже если отличается всего на пару ударов в минуту) заставляет серое вещество испытывать нехватку времени на стандартные процессы. Мозг успевает собрать информацию, но ничего не успевает с ней сделать, и поэтому входит в состояние стресса, которое тут же передается телу: музыкант напрягается, в руках появляется суета, а пальцы деревенеют. И поэтому ошибки возникают даже на самых простых моментах.

Очень важно осознанно «поймать» это ощущение: начните играть любое знакомое произведение в чуть более быстром темпе. Вы почувствуете дискомфорт и ухудшение качество игры. Запомните это ощущение! Если чувствуете его во время игры или тренировок — значит, вы играете слишком быстро. В таком дискомфорте играть вредно, поэтому замедляйтесь!

В комфортном темпе музыканту не может казаться, что он играет очень быстро — наоборот, время будто немного замедляется. Дело в том, что после многократной отработки какого-либо фрагмента в привычном темпе мозг учится обрабатывать информацию об этом фрагменте быстрее. Можно сказать, он начинает «быстрее думать», что и позволяет ускоряться.

Поэтому отрабатывайте произведения в медленном комфортном темпе — игра в нем должны занимать 70-75% от всего времени занятий.

Ускоряем правую руку

Предположим, вы уже достаточно отработали фрагмент произведения, чтобы «ускорить» мозг. Но пальцы почему-то не могут сыграть его так быстро, как хочется. Значит, пора тренировать экономность движений.

Игра в медленном темпе имеет один минус — музыкант совершенно не думает о том, насколько громоздкие или экономичные движения пальцами он делает. И это становится проблемой на высокой скорости, когда нет времени на долгие перестановки пальцев или замахи кистей.

Отработку экономичности движений стоит начать с правой руки. Важно научиться извлекать ноты маленьким и быстрым движением пальцев или медиатора. Попробуйте сыграть это упражнение приемом апояндо или медиатором, при этом ноты должны звучать стаккато — коротко, отрывисто и отчетливо.

 Ускорение игры

Следите за правой рукой — движения пальцев должны быть короткими и быстрыми, но при этом не должно быть напряжения, а если оно есть — немного замедлите темп игры.

Когда закончите с этим упражнением, добавьте ноту между одной из восьмушек и сыграйте получившееся упражнение, все так же наблюдая за экономичностью движений и расслабленностью правой руки:

Ускорение игры

Добавляя таким образом по одной ноте, развивайте экономное движение пальцами. Обязательно следите за тем, чтобы все звуки звучали отчетливо — нет никакого смысла в скоростной игре плохо звучащих нот, они просто сольются в звуковую кашу.

Ускоряем левую руку

Для ускорения левой руки также важно научиться играть экономично. И тут очень большая роль у аппликатуры произведения. Нелогичная и неудобная аппликатура мешает наращивать скорость исполнения. Поэтому если чувствуете неудобства во время игры, попросите у преподавателя или поищите в интернете другой вариант исполнения.

Если с аппликатурой все хорошо, можно работать с ускорением левой руки. Самый действенный способ ускориться в отдельно взятом фрагменте — разбить его на ноты на группы и исполнять не каждую отдельно, а как одним движением. В качестве примера возьмем такую фразу:

Ускорение игры 

Эта фраза состоит из десяти восьмушек. Чтобы научиться играть ее быстрее, логически разобьем пополам. Отработайте отдельно каждую из этих фраз в медленном темпе:

Ускорение игры

Так вы выработаете конкретные движения, которые помогут сыграть эту фразу быстро. Нот в группе может быть и больше.

Еще один способ разогнать уже знакомую фразу — это постепенное добавление нот. Возьмите первые три ноты из фразы, которую хотите ускорить, и поиграйте их под метроном, постепенно ускоряя. Затем добавляйте новые ноты по одной, каждый раз отрабатывая фразу на разных темпах метронома.

Обязательно тренируйтесь – и у вас все получится! Если нужна помощь в отработке упражнений или совет наставника, записывайтесь на курс обучения игры на гитаре (это база для гитаристов разного уровня – от нулевого до продвинутого). Удачной вам практики!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
13.01.2023
Камерная музыка: когда появилась, кто и как ее исполнял

Понятие слова «камерный» в искусстве многозначно. Непонятна сама логика происхождения термина: если камерное кино снимают в камере или на камеру, то как быть с камерной музыкой?

Камерность в искусстве — это форма самоограничения творца, которая подразумевает небольшие размеры произведений и специфические условия их создания.

28.02.2024
«Трёхпалая молния»: история Джанго Рейнхарда и его влияния на музыку

Вспоминая таких ярких личностей из современной истории гитары, хочется отметить особенную фигуру, ставшую культовой и положившей начало целой ветви гитарной музыки. Сегодня поговорим про Джанго Рейнхарда.

26.11.2018
Как правильно хранить гитару

Любой музыкальный инструмент требует ухода, и гитара не исключение. Есть несколько факторов, способных ухудшить звучание гитары или даже привести её в полную негодность. Расскажем вам о том, что отрицательно влияет на состояние и звучание инструмента, чтобы вы могли избежать проблем.