Усилители: как появились и какие ключевые особенности разных моделей

Усилители: как появились и какие ключевые особенности разных моделей

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Для звука электрогитары огромное значение играет подключенный к инструменту гитарный усилитель. Ведь именно он формирует конечную звуковую картинку, которую воспринимает слушатель.

От конструкции и типа усилителя зависит многое. Давайте вместе совершим небольшое путешествие по истории создания гитарного звукоусиления и разберемся в ключевых особенностях и различиях гитарных усилителей.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

История усилителя

История усилителей всегда была неразрывно связана с технологическим прогрессом и развитием элементной базы.

Все началось в конце 20-х годов прошлого века, когда после изобретения звукоснимателя стали пытаться использовать в качестве усилителей радиоаппаратуру для домашнего использования. Те первые усилители были очень громоздкие, работали от гигантских батарей и выдавали очень тихий звук.

Усилители звука 

Все очень сильно изменилось с изобретением электролитических конденсаторов и выпрямительных ламп — они позволили создавать приборы для подключения к обычным розеткам на стене.

Используя новые технологии, компания Electro String Company в начале 30-х годов создала первый коммерческий серийный усилитель, правда для гавайской слайд-гитары. Приборы тех лет мало походили на современные, они больше походили на перегруженное радио с небольшим 10-Ваттным динамиком и были недостаточно громкими.

Популярность электрогитар постоянно росла и требовала новых подходов к усилителям. Исходя из этих запросов, Лео Фендер вместе с инженером Доном Рэндэлом в 1949 году предложили новую модель усилителя «Super Amp» мощностью 50 Ватт с достаточно большим динамиком 12 дюймов. С этого момента популярность усилителей и гитар компании Фендер неуклонно росла.

В начале 60-х годов бы открыт неожиданный звуковой эффект, возникающий при эксплуатации усилителей на предельных уровнях громкости. Повсеместное использование этого эффекта «разрушения» звука (по-английски «distortion») и обозначило начало эры рок-музыки.

Новое звучание быстро завоевало большую популярность и потребовало новых уровней громкости и звукоусиления. В это время известный рок-гитарист и певец Пит Таунсенд обратился к своему другу и владельцу музыкальной мастерской Джиму Маршалу с просьбой создать большой и громкий усилитель, соответствующий запросам того времени на озвучивание больших площадок. Вскоре после этого Маршал представил свой новый усилитель мощностью 100 Ватт, который подключался к большому «кабинету» аж с четырьмя динамиками, что позволяло серьезно увеличить громкость.

До этого момента мы говорили исключительно о «ламповых» усилителях, использующих в своих схемах электро-вакуумные лампы. Именно по такой технологии создавались все гитарные усилители до 70-х годов.

Ламповый звук всегда нравился гитаристам за «бархатистость», насыщенность и плотность. В то же время ламповые усилители имели и ряд недостатков:

  • большой размер,
  • большой вес,
  • необходимость в постоянной замене ламп, так как те регулярно «выгорали» и имели ограниченный ресурс.

В 70-е годы с появлением транзисторов появились новые схемы и новый тип приборов — транзисторные гитарные усилители. Звук их был более ровным, «плоским», предсказуемым и оставался чистым даже на больших громкостях. А еще эти приборы были легче и не требовали постоянного обслуживания и замены комплектующих. Позже появились и гибридные усилители с ламповой схемой предусиления и транзисторный усилитель мощности.

С развитием цифровых технологий стали появляться приборы с интегрированной цифровой частью, с эмуляцией различных типов усиления и с эффектами обработки.

Усилители нового поколения 

Что лучше: лампа или транзистор?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Существуют как любители лампового звука, так и поклонники транзисторного.

Для рок-музыки, ламповые усилители являются эталоном. И по сей день множество профессиональных гитаристов предпочитают именно лампу, но этот вариант требует внимательного обслуживания и стоит дорого.

Любители же транзисторных усилителей (например, джазовые музыканты) ценят в таких приборах чистоту звука, предсказуемость и отсутствие искажений на больших громкостях. Кроме того, транзисторные усилители на порядок дешевле и более доступны начинающим музыкантам.

Не стоит забывать и о гибридных приборах, которые сохраняют часть преимуществ ламповых усилителей и в то же время более дешевы и доступны. А на наших онлайн-курсах теории музыки или изучения электрогитары вы сможете более детально вникнуть в особенности разных типов усилителей, а если повезет — даже послушать, как они звучат вживую.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
27.07.2022
Разучивание музыкальных произведений на гитаре: как помочь самому себе?

Разучивание музыкальных произведений — важнейшая часть занятий любого музыканта. Это не только расширяет музыкальный кругозор и развивает вкус, но и помогает совершенствовать и применять на практике технические навыки.

07.04.2021
С чего начинается импровизация?

Прежде всего, стоит сказать, представленная в данной статье информация является вводной. Для действительно качественного овладения навыком импровизации потребуется курс у хорошего педагога, так как тонкостей и нюансов бесконечное множество.

16.05.2024
Как слэш-аккорды меняют звучание музыки

В стремлении открыть более гармоничные последовательности музыканты переходят к проходящим аккордам и обращениям, которые называют «слэш-аккорды» из-за их способа написания.