Усилители: как появились и какие ключевые особенности разных моделей

Усилители: как появились и какие ключевые особенности разных моделей

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Для звука электрогитары огромное значение играет подключенный к инструменту гитарный усилитель. Ведь именно он формирует конечную звуковую картинку, которую воспринимает слушатель.

От конструкции и типа усилителя зависит многое. Давайте вместе совершим небольшое путешествие по истории создания гитарного звукоусиления и разберемся в ключевых особенностях и различиях гитарных усилителей.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

История усилителя

История усилителей всегда была неразрывно связана с технологическим прогрессом и развитием элементной базы.

Все началось в конце 20-х годов прошлого века, когда после изобретения звукоснимателя стали пытаться использовать в качестве усилителей радиоаппаратуру для домашнего использования. Те первые усилители были очень громоздкие, работали от гигантских батарей и выдавали очень тихий звук.

Усилители звука 

Все очень сильно изменилось с изобретением электролитических конденсаторов и выпрямительных ламп — они позволили создавать приборы для подключения к обычным розеткам на стене.

Используя новые технологии, компания Electro String Company в начале 30-х годов создала первый коммерческий серийный усилитель, правда для гавайской слайд-гитары. Приборы тех лет мало походили на современные, они больше походили на перегруженное радио с небольшим 10-Ваттным динамиком и были недостаточно громкими.

Популярность электрогитар постоянно росла и требовала новых подходов к усилителям. Исходя из этих запросов, Лео Фендер вместе с инженером Доном Рэндэлом в 1949 году предложили новую модель усилителя «Super Amp» мощностью 50 Ватт с достаточно большим динамиком 12 дюймов. С этого момента популярность усилителей и гитар компании Фендер неуклонно росла.

В начале 60-х годов бы открыт неожиданный звуковой эффект, возникающий при эксплуатации усилителей на предельных уровнях громкости. Повсеместное использование этого эффекта «разрушения» звука (по-английски «distortion») и обозначило начало эры рок-музыки.

Новое звучание быстро завоевало большую популярность и потребовало новых уровней громкости и звукоусиления. В это время известный рок-гитарист и певец Пит Таунсенд обратился к своему другу и владельцу музыкальной мастерской Джиму Маршалу с просьбой создать большой и громкий усилитель, соответствующий запросам того времени на озвучивание больших площадок. Вскоре после этого Маршал представил свой новый усилитель мощностью 100 Ватт, который подключался к большому «кабинету» аж с четырьмя динамиками, что позволяло серьезно увеличить громкость.

До этого момента мы говорили исключительно о «ламповых» усилителях, использующих в своих схемах электро-вакуумные лампы. Именно по такой технологии создавались все гитарные усилители до 70-х годов.

Ламповый звук всегда нравился гитаристам за «бархатистость», насыщенность и плотность. В то же время ламповые усилители имели и ряд недостатков:

  • большой размер,
  • большой вес,
  • необходимость в постоянной замене ламп, так как те регулярно «выгорали» и имели ограниченный ресурс.

В 70-е годы с появлением транзисторов появились новые схемы и новый тип приборов — транзисторные гитарные усилители. Звук их был более ровным, «плоским», предсказуемым и оставался чистым даже на больших громкостях. А еще эти приборы были легче и не требовали постоянного обслуживания и замены комплектующих. Позже появились и гибридные усилители с ламповой схемой предусиления и транзисторный усилитель мощности.

С развитием цифровых технологий стали появляться приборы с интегрированной цифровой частью, с эмуляцией различных типов усиления и с эффектами обработки.

Усилители нового поколения 

Что лучше: лампа или транзистор?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Существуют как любители лампового звука, так и поклонники транзисторного.

Для рок-музыки, ламповые усилители являются эталоном. И по сей день множество профессиональных гитаристов предпочитают именно лампу, но этот вариант требует внимательного обслуживания и стоит дорого.

Любители же транзисторных усилителей (например, джазовые музыканты) ценят в таких приборах чистоту звука, предсказуемость и отсутствие искажений на больших громкостях. Кроме того, транзисторные усилители на порядок дешевле и более доступны начинающим музыкантам.

Не стоит забывать и о гибридных приборах, которые сохраняют часть преимуществ ламповых усилителей и в то же время более дешевы и доступны. А на наших онлайн-курсах теории музыки или изучения электрогитары вы сможете более детально вникнуть в особенности разных типов усилителей, а если повезет — даже послушать, как они звучат вживую.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
27.07.2022
Разучивание музыкальных произведений на гитаре: как помочь самому себе?

Разучивание музыкальных произведений — важнейшая часть занятий любого музыканта. Это не только расширяет музыкальный кругозор и развивает вкус, но и помогает совершенствовать и применять на практике технические навыки.

21.02.2023
Как найти «своего» учителя: признаки бесполезного преподавателя и как его избежать

Выбор педагога — одна из самых больших проблем начинающего гитариста. На каждом углу полно тех, кто обещает научить новичка играть на гитаре. Разумеется, далеко не каждый из них профессиональный преподаватель, даже если умеет хорошо играть.

01.08.2022
Лучший друг музыканта: как работать с метрономом

С технической стороны чувство ритма — это способность точно и стабильно делить время на равные промежутки, а с креативной — создавать интересные и неожиданные ритмические узоры в композиции и импровизации.