«Трёхпалая молния»: история Джанго Рейнхарда и его влияния на музыку
28.02.2024

«Трёхпалая молния»: история Джанго Рейнхарда и его влияния на музыку

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по "Теории музыки для гитариста" и "Джазовой гитаре" на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

В XX веке история гитары получила стремительное развитие. Этот феноменальный инструмент, благодаря универсальности и многоликости, проник в совершенно разные культурные пласты.

Но историческое развитие всегда происходит благодаря необычным людям, выходящим за рамки стандартных моделей поведения — талантам, труженикам, первооткрывателям и мечтателям.

Вспоминая таких ярких личностей из современной истории гитары, хочется отметить особенную фигуру, ставшую культовой и положившей начало целой ветви гитарной музыки. Сегодня поговорим про Джанго Рейнхарда.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Детство музыканта

Имя Джанго происходит от романского выражения «Я пробудился». Он родился и вырос в цыганском таборе среди французских цыган. Проводя время в таборах в окрестностях Парижа или частых переездах, он имел достаточно много времени для освоения различных искусств и музыки.

С раннего детства окруженный пестрой смесью разных культур, он жадно впитывал их музыкальные составляющие. Его отец был хорошим музыкантом, и именно благодаря ему еще в раннем детстве Джанго овладел своим первым музыкальным инструментом — скрипкой. Позже последовали банджо и гитара и даже их смесь Гитджо (Guitjo).

Проявив в раннем возрасте яркий талант и большое усердие, Джанго стал понемногу зарабатывать благодаря музыке на сельских ярмарках и улицах близлежащих городов. И уже в 14 лет начал карьеру профессионального музыканта, аккомпанируя известному аккордионисту Гуерино в подпольных танцевальных клубах Парижа.

Несчастный счастливый случай

Музыкальная слава Рейнхарда росла с каждым годом, пока в возрасте 18 лет с ним не произошел несчастный случай. Вернувшись после ночного концерта домой, он случайно смахнул горящую свечу, что стало причиной большого пожара.

Огонь уничтожил караван, Джанго потерял все свои пожитки и в дополнение ко всему, спасая из огня себя и жену, получил серьезные ожоги. У него серьезно пострадала половина тела. Врачи говорили, что он никогда больше не сможет играть на гитаре, и собирались ампутировать ему сильно пострадавшую парализованную правую ногу. Несмотря на все прогнозы, Джанго быстро поправился и уже через год смог ходить самостоятельно с помощью трости.

Еще более магическим было возвращение Рейнхардта к гитаре! Благодаря инструменту (подарок брата Йозефа) и трудной болезненной практике он стал постепенно прорабатывать заново свой стиль игры.

Теперь ему приходилось пользоваться только двумя пальцами на левой руке — указательным и средним, так как безымянный и мизинец остались парализованными после пожара. Именно это ограничение помогло ему развить тот невероятный стиль игры, за который он стал известен всему миру.

Упорство и полная отдача ремеслу превратили Джанго к двадцати годам из юного гения в молодого виртуоза. И именно тогда, в 1932-33 году, он впервые столкнулся с джазом — музыкой, которую он играл до конца жизни.

>>Посмотрите

Игра в ансамбле

В 1934 году Луис Вола, местный бассист, услышал игру братьев Рейнхард на пляже в Тулоне и пригласил их на джем-сессию со своим ансамблем, в который входили Роджер Шапу (на гитаре) и Стефан Грапелли (на скрипке). Эта встреча стала началом ансамбля — одной из самых знаменитых музыкальных групп того времени the Quintette du Hot Club de France.

Вместе с этим составом появилась концепция солирующей гитары, сопровождаемой сильно перкуссионым аккомпанементом ритм-гитар, так как в ансамбле не было ударных инструментов.

В этот период появились одни из лучших записей Джанго и ансамбля, включая его записи со звездами американского джаза.

>>Посмотрите

Во время войны Джанго продолжал тайную концертную деятельность в оккупированной нацистами Франции. В отличие от многих французских цыган, он не попал в концентрационный лагерь частично благодаря тайной поддержке ценителей его музыки среди нацистской верхушки.

>>Посмотрите

После окончания войны, в надежде стать звездой американской джазовой сцены, Джанго отправился в большой концертный тур по США вместе со знаменитым оркестром Дюка Эллингтона и выступал в крупнейших концертных залах страны, включая Карнеги Холл.

Эти гастроли не принесли Рейнхарду ожидаемой славы и успеха по ряду причин. Одной из которых было то, что ему пришлось играть на электрифицированной гитаре со звукоснимателем, в отличие от привычной ему акустической гитары Selmer-Maccafferi.

Джанго не любил прогресса и с возрастом стал реже появляться на публике. Иногда он выступал с концертами, но это происходило нерегулярно. Его музыка навсегда останется в истории как романтический символ Франции, а его виртуозная игра по-прежнему будет вдохновлять новые поколения гитаристов по всему миру.

Как видите, любые (даже физические) недостатки человеческого тела не могут стать оправданием, чтобы не играть на гитаре. Поэтому руки в ноги и бегом на курсы онлайн-школы PIMA – здесь вам покажут и расскажут, как выжать по максимуму из того, что имеем.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
30.09.2022
Как подружиться с триолями

Целая нота может делиться и на другое количество частей — на пять, что рождает более сложные музыкальные размеры.

Один из самых популярных и используемых в музыке вариантов деления — это триоли, то есть деление ноты на три равные части.

27.06.2022
Размеры 5/4 и 5/8: как их играть и зачем их использовать

Нечетные размеры 5/4 и 5/8 не так популярны, потому что непросты и для исполнителя, и для слушателя. Однако они имеют свои интересные особенности и характер звучания

18.04.2023
Активное слушание музыки: слушать не значит слышать

Вы когда-нибудь задумывались, почему нам иногда сложно понять, какая музыка нам нравится, даже если слушаем море разных стилей? Или еще сложнее понять, почему она нам нравиться, что именно делает ее привлекательной, как она устроена и как можно самостоятельно сочинить или сыграть нечто похожее?