Три эпохи Pink Floyd: влияние музыканта на звучание коллектива

Три эпохи Pink Floyd: влияние музыканта на звучание коллектива

Алексей Чесноков

Музыкант, фингерстайл-гитарист, автор статей в PimaLive

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Коллектив — это живой организм, в котором каждый из музыкантов привносит что-то свое. Даже два абсолютно одинаковых по уровню гитариста играют одни и те же партии по-разному: у одного немного сильнее атака, у другого чуть лучше техника вибрато или бэндов, оба выбирают разные аппликатуры.

И это еще не говоря о том, что на общее звучание конкретного музыканта влияют его любимые стили музыки, характер, частота занятий, подход к ним и многое другое.

Наши лучше уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

В итоге отдельный музыкант серьезно влияет на звучание целого коллектива. А как сильно может изменить вектор звучания и общую концепцию группы ее лидер? Особенно с учетом того, что группа — это симбиоз музыкантов со своим представлением о музыке, а не просто исполнители партий на листочке.

Ярче всего это можно увидеть на примере группы Pink Floyd, которая переживала очень разные периоды своего творчества и прошла три эпохи, которые мы сейчас и рассмотрим.

Люцифер Сэм: эпоха Сида Барретта

Группа Pink Floyd образовалась в 1965 году усилиями четырех музыкантов:

  • вокалиста и гитариста Сида Барретта,
  • басиста Роджера Уотерса,
  • клавишника Ричарда Райта,
  • ударника Ника Мейсона.

Главным творческим «мотором» и основой группы стал ее гитарист Сид Барретт, очень одаренный и талантливый музыкант.

Сид Барретт

Сид видел Pink Floyd как психоделическую рок-группу, музыка и тексты которой полны сюрреалистических образов и крайне странных музыкальных решений. Лучшим описанием для группы этой эпохи будет «экспериментальная».

Действительно, Барретт экспериментировал со всем:

  • звукоизвлечением,
  • структурой песен,
  • лирикой,
  • гармонией,
  • добавлением сторонних звуков.

Результатом творчества стал единственный альбом этой эпохи Pink Floyd — «The Piper and the Gates of Down», который моментально стал культовым и для психоделической музыки, и для зарождавшегося тогда прогрессив-рока, и для рок-культуры в целом.

Обязательно послушайте альбом — это совсем не тот Pink Floyd, к которому мы все привыкли. Музыка куда менее демонстрационная и социальная, чем более позднее творчество группы, но полностью обращенная к иррациональной стороне жизни. И лишь в некоторых моментах слышны проблески идей и звука, с которыми группа будет ассоциироваться в дальнейшем.

Фактически речь шла о творчестве одного музыканта, идеи которого подхватывала остальная группа. Несколько песен Барретт записал один, самостоятельно исполнив все партии инструментов.

К сожалению, к 1968 году у Сида Барретта обострились психологические проблемы. С ним стало невозможно работать, и группа приняла тяжелое решение уволить его. Место Сида в группе занял другой гитарист — Дэвид Гилмор.

Teacher, leave them kids alone: эпоха Роджера Уотерса

В 1968 году вышел второй альбом Pink Floyd — «A Saucerful of Secrets». Мощный вступительный басовый рифф первого трека сразу дает понять, что в группе новый лидер, который по-другому видит музыку коллектива. Им стал басист Роджер Уотерс, который первым понял, что с Барреттом работать больше невозможно. Его работы все еще есть на альбоме, но глобально Сид был отстранен от любого участия в жизни коллектива. Эпоха Уотерса продлится до 1985 года.

Именно Уотерс и создал тот Pink Floyd, который мы с вами знаем и любим. Постепенно группа стала отходить от наивной экспериментальности Барретта в сторону большего размаха, эпохальности и выразительности звучания: например, произведения Atom Heart Mother и Echoes ряд критиков относит к сюитам, а альбом «The Wall» называет рок-оперой, указывая на их большую близость к формам классической музыки, чем современной.

Роджер Уотерс в Pink Floyd

Уотерс дал достаточную музыкальную свободу Дэвиду Гилмору, который украшал своими соло почти каждую песню. Это звучало более глубокомысленно и торжественно, чем барретовские смены гармоний и темпов.

Текстами песен также занялся Роджер Уотерс. Курс нового Pink Floyd был взят на социальные проблемы общества: нищету, несправедливость, пороки образования и воспитания, одержимость войной и конфликт поколений.

Отдельной темой для группы навсегда стала тема безумия. История угасания их друга Сида, свидетелями которой они стали, очень сильно повлияла на творчество каждого из членов Pink Floyd. Об этом написаны альбомы «Dark Side of the Moon» и «The Wall». Да и самому Сиду Барретту посвящены ряд песен:

  • «Shine on Your Crazy Diamond»,
  • «Hey You»,
  • «Wish You Were Here» и другие.

Усилиями Уотерса музыка Pink Floyd становится более монументальной и трагичной, а живые выступления группы почти театральными. Его интерес к социальным проблемам общества кардинально меняет звучание коллектива и его позиционирование на музыкальной сцене. Однако Уотерс быстро становится диктатором в своей группе и ссорится со всеми музыкантами классического состава.

Ее величество Музыка: эпоха Дэвида Гилмора

После распада группы гитарист Дэвид Гилмор смог собрать Pink Floyd еще раз, но уже без Уотерса, взяв лидерство на себя. Это была новая эпоха в истории группы. И снова центральный музыкант коллектива кардинальным образом повлиял на его итоговое звучание.

Гилмор не интересовался экспериментами в такой степени (как Барретт) или социальными проблемами (как Уотерс). Его занимала музыка в чистом виде, без эпохальности и театральщины, и именно ей и была посвящена последняя эпоха группы.

Дэвид Гилмор в Pink Floyd

Два альбома под руководством Гилмора — просто замечательная музыка, которую приятно и интересно слушать. Она не поучает и не пытается удивить, но дарит слушателю наслаждение.

Каждый из периодов группы интересен по-своему. Мы видим, как этот коллектив быстро и кардинально менялся потому, что за его рулем оказывался другой музыкант с другими взглядами на мир и музыку. И вам советуем никогда не останавливаться. А продолжать развиваться можно как самому, так и с помощью курса онлайн-обучения игры на гитаре.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
Что можно подарить гитаристу на день рождения?

Эта статья — небольшой намек для тех, кого точно пригласят на день рождения гитариста.

25.11.2022
Остинато: хитрый прием для тех, кто хочет улучшить игру

Начинающему может показаться, что для улучшения техники игры нужно разучивать более сложные приемы игры (мол, именно они делают звучание интереснее).

Однако практика показывает, что простые приемы ничуть не хуже. Вдобавок они не требуют много времени на освоение и поддержание навыка.

Остинато — как раз один из таких приемов. Это музыкальная техника на основе многократного повторения одного и того же музыкального фрагмента: мелодической или ритмической фигуры, гармонического хода или даже отдельной ноты.

21.03.2023
История банджо: «дядюшка» гитары родом из Африки

Банджо — это струнный инструмент, наиболее распространенный в таких стилях музыки как американская народная музыка, кантри, блюграсс, рэг-тайм и джаз.

Идея этого инструмента была заимствована у западноафриканских струнных инструментов, но оригинальная конструкция сформировалась в районе Карибского бассейна в течение первого столетия работорговли.