Трес: кубинская гитара с испанским сердцем
18.06.2024

Трес: кубинская гитара с испанским сердцем

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по "Теории музыки для гитариста" и "Джазовой гитаре" на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Один из самых колоритных и ярких инструментов семьи гитар — «Трес». Этот необычный инструмент появился Кубе как национальная вариация испанской классической гитары, завезенной из старого света. И сегодня мы познакомимся с его необычной историей, конструкцией и звучанием.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

История популярности

У креолов на Кубе в начале XX века стал очень популярен новый танцевальный стиль музыки под названием «сон» (Son). Его звучание всегда сопровождалось характерным повторяющимся четырехтактовым рисунком, сыгранным на струнном инструменте «монтуно» (Montuno). Обычно таким инструментом становилась гитара или национальные латино-американские инструменты типле и бандола. Но спустя некоторое время их заменили на новый национальный инструмент — трес.

Стиль сон базировался на старинных испанских песнях, сыгранных под аккомпанемент гитары и некоторой разновидности басового инструмента из подручных материалов (больших коробок или бутылей, под названием «маримбола»).

Некоторые эксперты считают, что сон произошел от более старого национального кубинского стиля «changui». Постепенно ансамбли, исполняющие музыку этого стиля, становились всё больше и стали включать гитару, трес, бонги, маракасы, клаве, трубу, иногда второго гитариста. А самодельные басовые инструменты в этих составах вскоре заменил контрабас.

Структура инструмента

Сам же трес изначально появился как весьма грубое национальное подражание испанским струнным колониальных времен: лауд, бандола и бандурриа.

В источниках XVII века появляется описание инструмента бандурриа со схожим набором струн, который мог быть прямым предком Трес.

Первые инструменты изготовляли из досок от ящиков из-под трески афро-американскими портовыми рабочими. Постепенно мастерство росло, и трес стал полноценным музыкальным инструментом с характерной технологией изготовления. Он изменил свою первоначальную мандолиновидную форму на грушевидную, больше напоминающую гитару, увеличился в размерах.

Однако в поисках большей звучности кубинские мастера трес (Арсенио Родригес и Исаак Авьедо) часто использовали для игры адаптированную классическую гитару с укороченным грифом, переделанную под использование трех пар струн.

Такая модификация привычной «классики» очень распространенное на Кубе явление, но оно связано с целым рядом сложностей. Основной проблемой стало то, что в отличие от классической гитары, где используют нейлоновые струны, на трес обычно ставят металлические, что сильно увеличило нагрузку на гриф и верхнюю деку инструмента.

Для решения этой проблемы повсеместно используется добавление струнодержателя-трапеции, который крепиться к обечайке корпуса. На Кубе он называется «батикола» (baticola). Это освобождает верхнюю деку от чрезмерной нагрузки, но не решает проблему полностью. Такие инструменты рано или поздно выходят из строя. Поэтому современные гитары-трес строятся по технологиям, больше напоминающим эстрадные инструменты.

Трес обычно имеет три группы по две струны настроенных в унисон или октаву. Так как это народный инструмент, то существует огромное количество разнообразных схем настройки, зависящих от региона и стиля музыки.

Наиболее популярным и общепринятым стал строй GCE, дающий на открытых струнах звучание до мажорного трезвучия. Также часто используется каподастр на II ладу, превращающий строй в “open D” – ADF#.

В кубинском кантри-фолке, для исполнения стиля «Punto Cubano» используется строй под названием "transportáo al medio" или другой "afinación al dos" - FDG.

Для большей звучности пары струн настраивают в октаву, что дает дополнительный эффект объема. В этом случае для нижней ноты используется струна в обмотке, а для верхней без. Схем использования октав так же великое множество. Вот некоторые из них для примера:

(Заглавные буквы обозначают нижнюю ноту октавы)

 

1-   g/G    c/c    E/e

2-   g/G   c/c    e/e

 Существуют другие, редко встречающиеся варианты, например:

 

3-   G/g   c/c   e/e

4.   G/g   C/c E/e


36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
03.09.2024
Искусство и гипноз: игра слайдом на гитаре

Звуки некоторых инструментов могут оказывать на нас особенное, гипнотизирующее и расслабляющее воздействие. Встречаясь с такой магией, мы сохраняем в душе этот опыт и стремимся к его переживанию снова и снова. Одна из самых ярких и запоминающихся гитарных техник с подобным гипнотическим эффектом — игра слайдом.

12.09.2023
Мастерство в движении: развитие беглости у гитариста

Кто не представлял себя виртуозно «запиливающим» яркое роковое соло или бравурно играющим сложнейшее классическое произведение? Такие мечты вдохновляют нас взять в руки гитару и изучать музыку. И это прекрасно!

23.12.2020
Как правильно играть Баррэ

Тема, волнующая всех начинающих гитаристов: при отработке этого приема они сталкивались с трудностями и нередко отказывались продолжать уроки гитары, если что-то не получалось. Но это крайности. На самом деле все не так сложно, и бросать обучение музыке при первых неудачах не стоит. В этой статье расскажем, как добиться качественного, красивого и чистого звучания Баррэ. Но сначала определимся с терминологией.