Таррега: гений, возродивший красоту гитарной музыки
26.05.2023

Таррега: гений, возродивший красоту гитарной музыки

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Классы гитары в музыкальных школах не страдают от нехватки учеников, а концертные выступления гитаристов – обыкновенное явление. Но так было далеко не всегда.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Период упадка для гитары

На рубеже XIX – XX гитарное искусство переживало период забвения: гитарные концерты практически не проводились, издавалось очень мало нотных сборников, создавались единичные новые произведения. Гитара существовала как инструмент только на любительском уровне и почти полностью покинула концертные залы.

Так не могло продолжаться долго. «Эпоха возрождения» классической гитары началась, конечно же, в Испании, где этот инструмент является практически народным и тесно связан с музыкой в целом.

Толчком послужило общее возрождение испанской музыкальной культуры в конце XIX века. Испанские композиторы, всегда тяготевшие к народной музыке, часто использовали подражание гитарным фактурам в своих пьесах для других инструментов. Имена Фелипе Педреля, Исаака Альбениса, Энрико Гранадоса и Мануэля де Фалья навсегда вписаны в историю мировой музыкальной культуры. Но наиболее значимая роль в возрождении гитары в условиях нового времени принадлежит испанскому гитаристу – Франсиско Таррега-Эйксеа. Его деятельность, как исполнителя, педагога и автора гитарных пьес и обработок, оказала огромное влияние на последующие поколения гитаристов как в отношении к инструменту, так и в приемах игры.

История успеха музыканта

Таррега вырос в городке Кастильон-де-ла-Плана, где еще в раннем возрасте услышал игру народного слепого гитариста Мануэля Гонзалеса, известного в Валенсии под именем «Морской Лев». Неопытный музыкант тут же захотел перенять его мастерство, и слепой гитарист пошел навстречу – он научил молодого Таррегу игре на гитаре и репертуару, который знал сам. Это стало идеальным началом пути.

Музыкальные способности Тарреги быстро обратили на себя всеобщее внимание. При поддержке одного состоятельного семейства он поехал учиться в Мадридскую консерваторию по классу фортепиано и композиции, так как гитару в то время там не преподавали.

Окончил консерваторию Таррега блестяще, получив премии по двум специальностям. Но все же перед ним стоял вопрос: в какой области применить полученные знания? Несмотря на хорошие данные пианиста, музыкант выбрал гитару. В ней он достиг таких успехов, что решил дать сольный концерт в театре «Альгамбра». Событие прошло с громадным успехом и окончательно сняло все вопросы о музыкальном будущем Тарреги. Его называли «сарасате гитары» (по имени всемирно известного скрипача).

Следом за большим успехом на родине воодушевленный Таррега решил расширять географию своих выступлений и вскоре отправился с концертом во Францию, в город Лион, где познакомился с актером Кокленом. С ним музыкант позже отправился в Париж. Благодаря знакомствам нового товарища Таррега получил от Виктора Гюго приглашение поучаствовать в творческом вечере, посвященном столетию со дня смерти Кальдерона. Франсиско не зря принял приглашение – здесь он стал героем вечера, что положило начало его большому успеху в Париже. Вскоре его стали приглашать с концертами в аристократические салоны и даже в Елисейский дворец.

Позже Таррегу ждало множество концертных поездок по городам Европы и возвращение на родину с концертами в Бильбао, Альбасете, Аликанте, Мадриде и Барселоне. Вскоре после женитьбы Таррега осел в Барселоне, где активно занялся преподавательской деятельностью и сочинением музыки.

Собственных сочинений для гитары у Тарреги не так много, всего около 34-х пьес для гитары соло. Но среди них встречаются настоящие произведения искусства, известные на весь мир и активно исполняемые современными гитаристами. Например, «Воспоминания об Альгамбре», «Арабское Каприччо» и «Арагонская хота»

По мастерству применения технических и звуковых возможностей гитары сочинения Тарреги стали выдающимися образцами гитарной композиции.

Близкие знакомые Тарреги отмечают фантастическое отношение его к занятиям на инструменте: он упражнялся беспрерывно, не давая себе ни минуты отдыха. В результате напряженной практической работы Таррега пришел к теоретическим положениям, ставшим основанием современной техники игры на гитаре.

Записывайтесь на наши курсы игры на гитаре – обязательно попробуем освоить пару произведений этого гитарного гения и решим любые вопросы, которые мешают вам добиться результатов!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
31.01.2023
Ускорение игры: разгоняем слух и пальцы

Тема быстрой игры — одна из самых острых в музыкантской жизни. Каждый видел вживую или на видео виртуозного музыканта, который исполняет партии на бешеной скорости, и в тайне мечтал играть так же.

30.09.2022
Как подружиться с триолями

Целая нота может делиться и на другое количество частей — на пять, что рождает более сложные музыкальные размеры.

Один из самых популярных и используемых в музыке вариантов деления — это триоли, то есть деление ноты на три равные части.

06.06.2022
Игра на гитаре: ожидание и реальность

Новички редко осознают предстоящие масштабы, к чему готовиться, когда начинаешь заниматься гитарой. Одним это кажется слишком простым, другим наоборот слишком сложным. В результате гитара пылится на антресоли, потому что у человека ожидания не совпали с реальностью.