Табулатура: её современные разновидности и создание грамотно оформленных табов
13.07.2022

Табулатура: её современные разновидности и создание грамотно оформленных табов

Сергей Воронин

Преподаватель гитары, музыкант, автор статей в PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Разбираемся в особенностях табов, их плюсах и минусах, разновидностях, а также постараемся найти исчезающий вид — форму грамотно оформленных табулатур. И даже создадим их вид, который по своей информативности почти равен нотам.

Когда увлечённый гитарист (чаще всего начинающий самоучка) пытается постичь способ игры инструментальных версий любимых песен и постепенно догадывается, что нужно не просто играть особо хитрые «переборы» и необычные аккорды, приходит понимание, что игра в этом стиле производится по нотам, которые могут быть записаны в современной нотации, а могут в форме табулатуры.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков


Вот о табулатуре (или сокращённо — о табах) мы сегодня и поговорим.

Основы табулатуры

Табулатура — это графическая запись музыки в форме схемы, показывающая гитаристу нужные струны, лады, а также в каком порядке и ритме всё это должно звучать.

В гитарных табах рисуют 6 горизонтальных линеек, где верхняя линейка обозначает 1-ю струну, а нижняя — 6-ю.

Цифры на линейках обозначают лады, на которых нужно прижать струну. Цифра 0 означает, что струна открытая (неприжатая).

Чаще всего табулатурная строчка идёт в связке с нотной — располагается под ней. Т.е. верхняя строчка нотная, а нижняя под ней — табулатурная, служащая как бы «расшифровкой» нот (для тех, кто их не знает).

Табулатурная строчка

История появления табулатуры

Если современная нотация сформировалась в XVII веке, то музыка для струнных щипковых инструментов с XV по XVII века записывалась чаще всего именно с помощью табулатур.

История табулатуры

История табулатуры

Кстати, в те времена табулатуры в разных странах обозначались по-разному.

Например, в Испании и Франции табы обозначались как и сейчас: они рисовались так, как видел их сам исполнитель (внизу табулатурного стана — самая толстая струна, что ближе к потолку, а вверху — самая тонкая, что ближе к полу).

А в Италии наоборот: струны обозначались так, как видит их зритель со стороны, то есть, внизу табулатурного стана — самая тонкая струна, что ближе к полу, а вверху — самая толстая, что ближе к потолку.

История табулатуры
Источник фото — Дмитрий Черевко.

А по табам из Германии и вовсе сразу и не поймёшь, что это запись музыки. И тем более сходу неясно, как это расшифровать.

История табулатуры

Позже уже нотная запись даже для этих инструментов стала появляться всё чаще и постепенно вытеснила табулатурную, т.к. сформировавшееся к XVII веку нотация стала очень удобной и универсальной — по ней на своём инструменте мог сыграть любой грамотный музыкант.

Плюс сформировался по-настоящему единый мировой (в первую очередь европейский) музыкальный язык, где легко могли понимать друг друга музыканты самых разных специальностей — будь то лютнист, клавесинист/пианист, скрипач или вокалист.

Но до XVII века ситуация была другой. Поэтому, например, музыка для лютни, виуэлы, мандолины XV-XVI веков записывалась именно табулатурой.

В последние десятилетия (конец XX века и особенно XXI век) табулатура снова стала актуальной — в первую очередь для гитаристов.

Чаще всего она идёт в паре с нотной строкой и служит своеобразным упрощённым «переводчиком» нот, показывающим обычно пусть и не такую полную информацию как ноты, но с помощью табов можно понять, где играть (на каких струнах и ладах) каждую отдельную ноту.

Разновидности табулатур

Сейчас в сети можно встретить разные виды табулатур. Давайте их рассмотрим, попутно обозначив плюсы и минусы каждой из разновидностей.

Стандартный формат — ноты/табы

Здесь есть две разновидности:

1. В нотах есть длительности, в табах нет.

Виды табулатуры

При таком варианте, чтобы смотрящему в табы понять и прочитать ритм, приходится дополнительно смотреть на строчку вверх, в нотный стан (т.к. здесь в табах информации о длительностях нет).

Вроде бы мелочь, но всё-таки постоянное движение глаз вверх-вниз может несколько утомлять. Но главное — при этом тратится время и энергия, которые можно было бы направить на более лёгкую и качественную игру.

Поэтому лучше второй вариант данной разновидности табов.

2. Длительности есть и в нотах, и в табах.
Виды табулатуры

Если гитарист без знания нот смотрит только в табы, то в этом подварианте в табах есть информация о ритме, не нужно дополнительно смотреть длительности в нотную строчку, это удобно — экономит время и силы.

Единственное, чего нет в таких табах — это аппликатуры. Её (если она обозначена) всё-таки придётся подсматривать в нотной строке.

Важность ритма

Ещё о ритме. Как видите, мы постоянно говорим о нём. А все потому, что начинающие гитаристы часто не уделяют ему должного внимания.

Чаще всего первое, что бросается в глаза (вернее, в уши) профессионалу, когда он слушает любителя-самоучку — это даже не постановка рук, не звукоизвлечение (и другие важные вещи), а именно ритмичность (или неритмичность) исполнения.

В общем, вы поняли: в музыке ритм — всему голова! Поэтому ему большое значение уделяют на курсах — и в базовом, и в целенаправленном курсе по ритмике.

Возвращаемся к табам. Наверное, большинство любителей смотрит только в табы, будем честны. Именно поэтому большинство современных гитарных блогеров, выводя на экран запись композиции, показывает только табы, вообще без нот. В табах часто вообще нет длительностей, и это — следующая разновидность табов.

Только табы (без нотной строчки) без длительностей

Табы без длительности

Предполагается, что гитарист сыграет любую мелодию на слух. Ни о какой структуре ритма говорить не приходится.

Примерно такой же ненаучный метод оформления табулатур многие видели и на разных сайтах с аккордами.

Табы без длительностей
Но это непрофессиональный метод и подход, такая запись очень нежелательна.

Виды табулатур

Только табы (без нотной строчки), но с длительностями

Тут может быть два варианта:

  • когда все голоса (мелодия, бас, аккомпанемент) не разделены — всё записано под одним штилем;
  • когда голоса разделены — мелодия записана штилем вверх, а бас и аккомпанемент — штилем вниз.

Только табы: с длительностями, но с неразделёнными голосами

Виды табулатур

По такой записи нет четкого понимания, где мелодия, а где аккомпанемент.

Но есть и своё преимущество. Когда музыкальная запись разделена на голоса (верхний голос, нижний — бас и, может быть, средний), такой ритм бывает сложнее просчитать.

Поэтому когда голоса не разделены и всё записано под одним штилем, такой ритм всё-таки проще просчитать. И это небольшой плюс.

Только табы, с длительностями и разделёнными голосами

Табы с длительностями

Вот он, венец и вершина табулатурной эволюции! (Шутка!) Здесь просто грамотная запись, ничего особенного.

Голоса разделены, чётко видно и можно сыграть каждый из них по отдельности.

Обозначение голосов

А теперь про голоса. Это очень важно, т.к. когда человек играет не очень ритмично, частенько он просто не знает математических основ ритма. Поэтому в первую очередь нужно восполнить этот пробел знаний.

Чаще всего голоса принято делить на два или три. Каждый голос можно просчитать отдельно. Например, в размере 4/4 каждый голос считается до четырёх.

1. Два голоса.
Виды табулатур

  • верхний голос — мелодия;
  • нижний голос — в нём объединены басовые ноты и аккомпанементые.

2. Три голоса

Табы в три голоса

Для наглядности каждый голос мы обозначили разными цветами:

  • верхний голос — мелодия (штиль вверх, цвет красный);
  • средний голос — аккомпанемент (штиль вниз, цвет синий);
  • нижний голос — бас (штиль вниз, цвет зелёный).

Но обычно ноты просто чёрно-белые. И в таком случае нужно понимать, сколько всего голосов без «цветовой дифференциации штанов» нот (© "Кин-дза-дза!").

Табы в три голоса

Трёхголосная запись (мелодия + бас + аккомпанемент) хоть более точная и полная, чем двухголосная (мелодия + бас и аккомпанемент), но выглядит (особенно с непривычки) всё-таки более «тяжело» — сложнее просчитать общий ритм.

Поэтому двухголосную запись предпочитают (особенно в эстрадной музыке) всё-таки чаще, чем трёхголосную – двухголосная «легче».

Ноты/табы обычно чёрно-белые, зато аппликатуру можно обозначить каким-нибудь цветом, отличным от чёрного — например, синим.

Выглядит это так:

Табы в три голоса

Возвращаясь к видам табулатур. Обычно именно в табах не обозначают аппликатуру. Если табы идут вместе с нотной строкой, то в нотах аппликатура может быть. И тогда (для понимания аппликатуры) если мы читаем запись только в табах, придётся регулярно поднимать взгляд то вверх в ноты за аппликатурой/ритмом, то вниз в табы за информацией, где следует прижимать струны.

А нельзя просто так взять и всё нужное (ритм, аппликатуру) записать только в табах, вообще обойдясь без нотной строки?

Виды табулатур

Очень даже можно. Попробуем в формате только табов (без нот) обозначить не только ритм (запишем его грамотно, на несколько голосов, в данном случае на три: мелодия, аккомпанемент, бас), но и аппликатуру.

Чтобы цифры не путались (ведь аппликатура левой руки тоже обозначается цифрами, как и само обозначение ладов в табулатуре), аппликатуру мы обозначим не чёрным как табы, а синим для левой руки и зелёным для правой. И другим шрифтом.

Расположим аппликатуру преимущественно над штилями голосов, чтобы по возможности не сливались (и не путались) с самими табами.

Вот что получилось:

Табулатура

Шедевръ? Или слишком непривычно?

Во всяком случае, в этих табах почти всё основное, что есть и в нотах:

  • ритм;
  • разные голоса (мелодия, бас и аккомпанемент);
  • аппликатура (не только левой, но и правой руки).

Единственное, чего нет в этих табах — это самих нот. Т.е. применить табы может только гитарист, для других музыкантов это будет непонятный набор цифр.

Но достаточно ли этого для профессиональной игры на гитаре? Если играть только по табам, музыкант не будет понимать, какие ноты звучат в мелодии. И это важный момент.

Знание нот даже для тех, кто играет только по табам

Многие увлечённые гитаристы, играющие по табам, но не знающие нот, могут сильно недооценивать ценность нотной грамоты.

Ноты — это язык для музыкантов любых специальностей и стран. Знание основ нотной грамоты сразу переводит понимание музыки на новый уровень и упрощает многие ситуации (например, коммуникацию между самыми разными музыкантами).

Под знанием нот обычно подразумевают две стороны одной медали. Одна сторона — это знание нот на нотном стане, обязательное к изучению профессиональной игры и рекомендуемое – для любителей.

Другая сторона — это знание того, где располагаются ноты (по какому принципу) на своём инструменте.

На гитаре — это знание, на каком ладу какой струны располагается определённая нота (обязательное для любой категории музыкантов – и профессионалов, и любителей).

Профессионал всегда мыслит именно нотами, а не цифрами табулатур, если стремится к хорошему уровню игры.

Регулярно встречается ситуация, когда гитарный аранжировщик, набирая композицию в нотном редакторе, смотрит преимущественно в ноты, пренебрегая табулатурой. В некоторых случаях программа сама выбирает аппликатуру, иногда неправильную. Незнающий нотную грамоту не всегда и поймёт, в чём ошибка и как её исправить.

Это отчётливо говорит о том, что автор аранжировки смотрит в первую очередь в ноты. Поэтому гитаристам, чтобы правильно сыграть, понять и порой исправить ошибки, нужно понимать само музыкальное мышление, правила и принципы нотной записи.

Поэтому изучение нот (как минимум на грифе) — это обязательная задача, которая обогатит вас как музыканта, поможет найти собственные ошибки, исправить их и избежать их повторения в будущем.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
21.03.2023
История банджо: «дядюшка» гитары родом из Африки

Банджо — это струнный инструмент, наиболее распространенный в таких стилях музыки как американская народная музыка, кантри, блюграсс, рэг-тайм и джаз.

Идея этого инструмента была заимствована у западноафриканских струнных инструментов, но оригинальная конструкция сформировалась в районе Карибского бассейна в течение первого столетия работорговли.

01.09.2022
5 фанковых исполнителей, с которых лучше начать знакомство со стилем

Фанк — удивительный стиль музыки. Родившийся из соула и ритм-н-блюза, он за двадцать лет прошел огромный путь, повлиял на разные музыкальные направления — от клубных и танцевальных до тяжелого и готического рока.

07.05.2024
Легато как прием звукоизвлечения

Гитара — это один из инструментов, на котором звук можно извлечь разными способами (обычно дергаем струны пальцами или медиатором).