Строй DADGAD – что это такое, его история и яркие примеры
31.03.2023

Строй DADGAD – что это такое, его история и яркие примеры

Сергей Воронин

Преподаватель гитары, музыкант, автор статей в PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

DADGAD – один из альтернативных гитарных строёв, который часто называют кельтским (или ирландским). На самом деле он подходит для исполнения не только британского фолка. Он имеет ряд характерных особенностей.

Сегодня поговорим о его особенностях, истории появления, сферах применения и послушаем примеры этого оригинального строя.

Строй DADGAD

 

Общая информация

Пожалуй, по популярности DADGAD – третий после стандартного строя и Drop D.

Стандартный строй (ми, си, соль, ре, ля, ми – E, B, G, D, A, E), конечно, вне сравнений. 

Drop D вряд ли можно считать полноценным альтернативным строем, т.к. в нём всего одна перестроенная струна (шестая на тон ниже - в ре). Он же стал разновидностью стандартного строя - его активно используют в классической гитаре, не говоря уже о гитаре в фингерстайле.

А вот в DADGAD перестраивается сразу 3 струны и главное - совершенно меняется всё аппликатурное мышление: привычные аккорды берутся совсем в других формах, становятся возможными в лёгкой форме многие аккорды с интересными надстройками и необычным звучанием. Так что можно ссмело говорить, что DADGAD - самый популярный среди действительно альтернативных строёв.

Один из самых известных рок-хитов, написанных в этом строе - это "Kashmir" Led Zeppelin.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

История

Когда говорят об истории появления строя DADGAD, обычно все дороги ведут к Дейви Грему (Davey Graham) – именно его считают создателем этого стиля.

Строй DADGAD

Грем - уникальная личность и музыкант. Его творчеством вдохновлялись такие легенды, как Джимми Пейдж (Led Zeppelin), Пол Саймон (Simon & Garfunkel) и многие другие.

Дейви Грем изучал разную музыкальную культуру - классику, блюз, арабскую и африканскую музыку, фламенко. И, конечно, это отображалось на его творчестве.

Грэм путешествовал по разным частям света и пытался более точно и легко (чем в стандартном строе) играть музыку, исполняемую другими инструментами (например, скрипкой, волынкой). Он экспериментировал с различными строями и так придумал строй DADGAD.

В доме, где он родился, не так давно появилась именная мемориальная табличка.

Строй DADGAD

Грэм использовал DADGAD в разных музыкальных жанрах, но чаще всего – в британском фолке, в котором строй звучит очень органично и не требует больших технических трудностей. И до сих пор традиционная британская, а также кельтская музыка (в первую очередь – музыка Ирландии и Шотландии, а также другие кельтские области Европы - Уэльс, полуостров Бретань, Остров Мэн и Галисия) – это основное музыкальное направление этого волшебного строя. Когда вы слышите, как гитарист играет что-то ирландское/шотландское и т.п., нередко это звучит именно в строе DADGAD.

Позже и другие музыканты, открыв для себя DADGAD , стали использовать его для исполнения самой разной музыки.

Мы уже упоминали, что Джимми Пейдж написал музыку в "Kashmir" и некоторые другие композиции Led Zeppelin именно в нем.

В "Фотографии" (Photograph) Эда Ширана (Ed Sheeran), например, гитара тоже звучит в DADGAD'е.

И, конечно, фингерстайл-гитаристы не могли обойти вниманием такую прекрасную возможность полегче играть.)) Точнее, меньше использовать прижатые струны, а больше - открытые.

А освободившиеся ресурсы (при необходимости и желании) направить на дополнительные фишки - например, флажолеты, а также самые разнообразные перкуссионные приёмы (разные виды ударов по корпусу гитары).

Хороший пример — Andy McKee - Drifting.

Строй DADGAD регулярно использовали/используют:

  • Preston Reed, 

  • Michael Hedges, 

  • Don Ross, 

  • Justin King, 

  • Andy McKee, 

  • Laurence Juber и многие другие.

Буквенные обозначения нот

В аббревиатуре DADGAD «зашифрованы» буквенные обозначения определённых нот — тех, на которые в этом строе настраиваются открытые струны гитары.

Как известно, у нот есть 7 самостоятельных имён.

Все их знают — до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Каждая из нот может (для краткости и универсальности) обозначаться буквами. Поскольку нот семь, то и букв, их обозначающих, будет тоже семь — первые семь букв латинского алфавита:

  • A - ля;

  • B - си;

  • C - до;

  • D - ре;

  • E - ми;

  • F - фа;

  • G - соль.

Оговоримся, что выше представлена эстрадная система буквенных обозначений нот, где нота Си всегда обозначается буквой B, в отличие от академической традиции, где нота Си обозначается буквой H, а Си бемоль – буквой B.

Стандартный строй гитары E B G D A E

Напомним, что стандартный строй гитары (т.е. то, на какие ноты настроены открытые струны) — это ноты Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми (названия нот перечислены от первой струны (самой тонкой) к шестой).

Буквами это обозначается так:

  • E - ми (① струна)

  • B - си (② струна)

  • G - соль (③ струна)

  • D - ре (④ струна)

  • A - ля (⑤ струна)

  • E - ми (⑥ струна)

Строй DADGAD - как настраивается

Теперь, когда мы знаем, какую ноту обозначает каждая из этих букв, мы понимаем, что в этом строе открытые струны настраиваются на ноты Ре (D), Ля (A), Ре (D), Соль (G), Ля (A), Ре (D).

Важно! В DADGAD отсчёт идёт от шестой струны (самой толстой) к первой.

Вот так:

  • D - ре (⑥ струна)

  • A - ля (⑤ струна)

  • D - ре (④ струна)

  • G - соль (③ струна)

  • A - ля (② струна)

  • D - ре (① струна)

В сравнении со стандартным строем здесь у нас меняются ⑥, ② и ① струны — каждая из них опускается на 1 тон ниже (⑥ и ① — с Ми на Ре, ② — с Си на Ля).

  • ① струна: ми (E) -> ре (D)

  • ② струна: си (B) -> ля (A)

  • ⑥ струна: ми (E) -> ре (D)

Если гитара хорошо настроена на стандартный строй, то перестроить её на слух в DADGAD несложно.

Для начала послушайте, как звучат в стандартном строе открытые ⑥ и ① струны — в обоих случаях это ноты Ми, но разных октав. Интервал между ними — целых две октавы.

Интервал октава всегда звучит очень ясно и мощно.

Настраиваем DADGAD на слух

3 быстрых шага:

1 шаг

⑥ струну нужно настроить на один тон ниже "стандартной" Ми — на Ре.

Для этого крутите колок на понижение звука, ослабляя натяжение струны, параллельно играя ④ открытую струну (нота Ре), пока эти две струны (⑥ и ④) не зазвучат вместе красиво, ясно и мощно. Тогда ⑥ струна тоже будет настроена на Ре (D), а между ними (⑥ и ④) будет интервал в октаву.

2 шаг

① струну тоже нужно настроить на один тон ниже — снова с Ми на Ре.

Для этого также крутим колок на понижение звука и делаем с ① струной практически всё то же самое, что и с ⑥ — до тех пор, пока ① струна не зазвучит вместе с ④ ясно и мощно — в октаву. Это будет означать, что ① струна настроена на Ре (D).

3 шаг

② струну настраиваем на тон ниже "стандартной" Си — на Ля.

Для этого делаем практически всё то же самое, что и с ⑥ и ① струнами — опускаем ② струну, ослабляя её до Ля. "Ориентиром" теперь будет не ④ Ре, а ⑤ Ля: когда ② струна зазвучит вместе с ⑤ ясно, мощно и красиво — значит, она тоже настроена на Ля, только на одну октаву ниже.

⑤, ④ и ③ струны остаются настроенными "стандартно" (соответственно, на Ля, Ре и Соль).

Всё готово — гитара настроена в строй DADGAD! 

Что получилось в итоге

Таким образом, в строе DADGAD звучит всего 3 ноты.
Одна из них (Ля) звучит два раза («удваивается»), другая (Соль) – один раз, и ещё одна (Ре) — целых три раза («утраивается») (!).

  1. Ре (D) — на открытых струнах их будет сразу три — Ре малой октавы (⑥ струна), Ре первой октавы (④ струна) и Ре второй октавы (① струна).
  2. Ля (A) – на открытых струнах их будет две: Ля малой октавы (⑤ струна) и Ля первой октавы (② струна).
  3. Соль (G) – на ③ открытой струне звучит Соль первой октавы.

В нотах это выглядит следующим образом:

 

Строй DADGAD

 

Если просто провести по всем открытым струнам – это уже будет звучать красиво!

Аккорд будет называться Dsus4 – похоже на обычный Ре мажор (D), в нём основной тон тоже Ре, только в этот аккорд добавлена нестандартная (для обычного мажорного аккорда) 4-я ступень. Причём, добавлена она вместо (поэтому в аккорде приставка «sus») стандартной 3 ступени. В обычном Ре мажоре 3 ступень – это нота Фа диез.

А в нашем «необычном» Фа диез (3 ступень) заменена на Соль (4 ступень) – именно благодаря этому аккорд звучит несколько свежо и нестандартно.

Кстати, до прихода доминации современных классических законов европейской гармонии (гармония – это музыкальная теоретическая наука) во многих областях Европы (в частности, в Британии) не было такого современного чёткого тонального мышления: условно, здесь – только мажор, а здесь – только минор и т.п.

В британском фолке очень часто в одной и той же композиции один аккорд играется то в мажорном наклонении, то в минорном (например, то Dm, то D), а нередко и вовсе без этого наклонения – вместо стандартных мажорных и минорных аккордов, берутся аккорды «среднего» рода – например, аккорды sus2 и sus4 и другие.

Такие аккорды называют модальными. А строй DADGAD – одним из модальных строёв.

В том числе и поэтому строй DADGAD активно используется в фолк-музыке –  когда создавалось большое количество старинной музыки, не было привычной доминации «мажора» и «минора» (ладовых наклонений).

Поэтому когда фолковая музыка звучит в строе DADGAD - без привычных явных мажорно-минорных «ярлыков», это слушается очень аутентично.

На самом деле для такого рода аутентичного звучания есть немало средств и в стандартном строе. Просто в DADGAD есть своя магия и эффект «новизны». Когда слух гитариста очень привыкает к звучанию стандартного строя, то применение нестандартного строя, не только даёт новые возможности, но и очень освежает восприятие и вдохновляет на новые открытия.

Попробуйте поэкспериментировать с этим строем, уже не имея привычных точек опоры. Ведь в нём совершенно по-другому будут звучать знакомые аппликатуры аккордов. Пробуйте знакомые формы, создавайте необычные, находите непривычное и интересное. И в этом вам с радостью помогут на курсах игры на гитаре - ведь вместе не только веселей, но и правильней!

Удачных и интересных вам открытий!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
19.09.2022
Устойчивые и неустойчивые ступени - движущая сила музыки!

Музыка неразрывно связана со временем и существует только в промежутке между прошлым и будущим. Когда мы слушаем композицию, то следим за тем, как музыкальная мысль разворачивается во времени. Это развитие происходит неравномерно: в некоторые моменты мы чувствуем напряжение, накал страстей или неустойчивость, незавершенность, а в другие можем почувствовать расслабление, спокойствие, завершенность и гармоничность.

17.02.2021
Аккорд альма-матер Джимми Хендрикса

Редко кто из гитаристов не знает имени новатора, создавшего звук электрогитары таким, каким мы его слышим сегодня. Это имя известно не только профессионалам, но и новичкам, только осваивающим гитару. Человек, который филигранно владел инструментом, знал «волшебные» Аккорды. Джимми  с помощью звуков был способен развернуть вселенную для своего слушателя, погружая   в пучину хаоса или бесконечные потоки любви.

22.06.2022
Ногти для гитариста: в чем их сакральный смысл, как они влияют на звук и как привести их в нужную форму

Когда человек серьёзно увлекается гитарой (в первую очередь инструментальным исполнением), вскоре замечает нестандартную длину ногтей у некоторых музыкантов. Зачем, почему и всем ли это обязательно нужно — обо всём этом в сегодняшнем материале.