Совместное творчество: 7 правил успешного и продуктивного сотрудничества музыкантов
02.11.2022

Совместное творчество: 7 правил успешного и продуктивного сотрудничества музыкантов

Алексей Чесноков

Музыкант, фингерстайл-гитарист, автор статей в PimaLive

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Творить и играть музыку в группе — это всегда очень интересное и веселое занятие, одно из лучших хобби, которое только может быть. 

К сожалению, часто группы и коллективы распадаются не из-за творческих разногласий, а потому что музыканты не знают простых основ совместной работы и продуктивного творчества. Часть этих правил — элементарные, часть — неочевидные, но все они эффективные и очень полезные.

Если только начинаете играть вместе, обязательно изучите гайд по игре на второй гитаре. А если у вас уже есть коллектив, можете использовать эту статью как чек-лист, проверяя, какие из озвученных правил вы выполняете.

Регулярные репетиции

Базовое правило, без которого творчество невозможно. Если в вашей деятельности нет регулярности, то можно не надеяться на хороший результат. Обычно все это понимают, но находятся участники, которые прогуливают репетиции. Такого быть не должно, репетиция — это не только отработка материала, но и создание нового.

Редкие репетиции приводят к тому, что музыканту постепенно забывают партии и теряют интерес к группе.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

Уважительное общение

Мы совершенно не собираемся говорить о том, что шутки, приколы и подколки друг друга плохи и мешают творчеству. Наоборот, юмор — это здоровая часть общего процесса, которая делает его лучше и интереснее для всех. Мы имеем в виду пренебрежительное, оскорбительное и грубое отношение к кому-либо из участников коллектива. Это сильно портит атмосферу, при этом внутреннее напряжение чувствует не только тот человек, к которому плохо относятся, но и окружающие.

Это плохо не только с точки зрения морали: такая обстановка мешает всем участникам раскрепоститься, смело предлагать идеи и высказывать свое мнение. То есть, она уничтожает само творчество, делая из человека зажатого и играющего шаблонные ходы музыканта.

Если кто-то не умеет общаться с другими музыкантами уважительно — ему не место в коллективе.

Неагрессивная и конструктивная критика

Это правило прямо вытекает из предыдущего. Никто не любит критику, но она очень нужна для того, чтобы музыкант продолжал свое развитие и работал над ошибками. Поэтому не стоит ее избегать — если вам кажется, что замечание по игре необходимо, то его нужно сделать.

Как же это делать правильно?

  1. Никакой агрессии. Она заставляет человека вставать в "защитную стойку", а не слушать критику. К тому же, как мы уже говорили, это портит общую атмосферу в коллективе;
  2. Критикуйте игру музыканта, а не его самого. То есть не "руки кривые", а "ты не попал в метроном";
  3. Отметьте вещи, которые у человека получаются хорошо, и похвалите его за это. Например, "ты хорошо поработал над соло, но ритм получается немного неровный";
  4. Критикуйте прямо, говорите то, что вам не нравится, без юления.

Если критикуют вас самого, то сконцентрируйтесь на конструктивных моментах критику. Помните — скорее всего эти люди хотят сделать ваше общее творчество лучше, а не нанести вам личную обиду.

Одинаковое отношение к творчеству

Вне зависимости от того, какую цель преследует ваша группа, просто приятно провести время или начать зарабатывать музыкой деньги, все участники должны ее понимать и принимать. Проблемы начинаются тогда, когда для большинства репетиции — это способ весело провести выходные, а кто-то один "тянет" группу вверх и мечтает о музыкальном Олимпе. К сожалению, он достигается не в одиночку, а усилиями всего коллектива.

Именно поэтому цели группы и общее отношение к творчеству имеет смысл озвучить сразу при создании коллектива, и затем время от времени поднимать этот вопрос снова. Музыкантам, которые хотят большего, чем остальная группа, имеет смысл покинуть коллектив и найти единомышленников со схожими целями.

Каждый из музыкантов должен быть выслушан

Даже если это барабанщик, высказывающий мысли по поводу партии клавишных или гитарного соло. Вы творите музыку вместе, и у каждого из вас есть право на нее влиять. Кроме того, зачастую именно так и рождаются интересные мысли и неординарные музыкальные ходы.

Музыкант, который не будет чувствовать своего влияния на музыку группы, очень быстро потеряет мотивацию в ней играть.

Каждый понимает свою роль в коллективе

Конечно, можно заставить ударника играть соло, а саксофониста ритм, но в группе должно быть понимание, кто за что отвечает. Как бы ни хотелось всем играть соло, кто-то должен играть ритм-секцию. Как бы ни хотелось звучать ярче и громче всех, придется встраиваться в общий микс и не выпадать из него. Иначе получится не музыка, а парад самолюбования.

К тому же, помимо собственно музыки, есть еще и организационные роли: кто-то должен быть лидером и решать спорные вопросы, кто-то должен назначать репетиции и выступления, кому-то придется записывать придуманные партии и вести соцсети. Это большая работа, и ее нельзя сваливать на одного человека — распределите эти роли между собой.

Каждого из музыкантов устраивает уровень игры остальных

Как показывает практика, далеко не все готовы ждать отстающих в уровне игры. Опытному басисту может не хватать хорошего ударника, а плохая игра гитариста может перечеркнуть усилия остальной группы. К сожалению, лучшие группы получаются только из более-менее равных музыкантов. Поэтому, если вас не устраивает низкий уровень игры хотя бы одного из участников, есть смысл подумать о том, чтобы сменить группу.

Если вы и есть отстающий музыкант, то не обнадеживайте остальных музыкантов, что научитесь играть через пару недель. Честно скажите о своем уровне и том, пытаетесь ли вы его улучшить. Правда все равно вскроется, а время будет потрачено. И совсем не зазорно поиграть с музыкантами младше себя, но равными по уровню, чтобы набраться опыта и усовершенствовать свою игру.

Желаем удачи в совместном творчестве!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
22.07.2022
Ищем новые аккорды: метод смещения басом

Предлагаем простую и интересную схему создания новых и необычных аккордов, которую легко освоить даже новичку – метод смещения басом.

24.03.2021
Русская гитара, в чем ее отличие от шестиструнной

Инструмент имеет богатую историю, которая началась во второй половине XVIII века. Тем, кто начинает онлайн обучение игре на гитаре, небезынтересно будет узнать некоторые факты из биографии русской «семиструнной сестры» традиционной испанской гитары.

12.05.2023
Один большой секрет развития ритма

Одна из особенностей музыкального искусства в том, что оно неразрывно связанно со временем. Если архитектурное произведение или картину мы можем охватить взглядом и сознанием целиком или же сконцентрировать внимание на отдельной части, то музыкальная пьеса разворачивается для слушателя постепенно во времени.