Совместное творчество: 7 правил успешного и продуктивного сотрудничества музыкантов
02.11.2022

Совместное творчество: 7 правил успешного и продуктивного сотрудничества музыкантов

Алексей Чесноков

Музыкант, фингерстайл-гитарист, автор статей в PimaLive

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Творить и играть музыку в группе — это всегда очень интересное и веселое занятие, одно из лучших хобби, которое только может быть. 

К сожалению, часто группы и коллективы распадаются не из-за творческих разногласий, а потому что музыканты не знают простых основ совместной работы и продуктивного творчества. Часть этих правил — элементарные, часть — неочевидные, но все они эффективные и очень полезные.

Если только начинаете играть вместе, обязательно изучите гайд по игре на второй гитаре. А если у вас уже есть коллектив, можете использовать эту статью как чек-лист, проверяя, какие из озвученных правил вы выполняете.

Регулярные репетиции

Базовое правило, без которого творчество невозможно. Если в вашей деятельности нет регулярности, то можно не надеяться на хороший результат. Обычно все это понимают, но находятся участники, которые прогуливают репетиции. Такого быть не должно, репетиция — это не только отработка материала, но и создание нового.

Редкие репетиции приводят к тому, что музыканту постепенно забывают партии и теряют интерес к группе.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

Уважительное общение

Мы совершенно не собираемся говорить о том, что шутки, приколы и подколки друг друга плохи и мешают творчеству. Наоборот, юмор — это здоровая часть общего процесса, которая делает его лучше и интереснее для всех. Мы имеем в виду пренебрежительное, оскорбительное и грубое отношение к кому-либо из участников коллектива. Это сильно портит атмосферу, при этом внутреннее напряжение чувствует не только тот человек, к которому плохо относятся, но и окружающие.

Это плохо не только с точки зрения морали: такая обстановка мешает всем участникам раскрепоститься, смело предлагать идеи и высказывать свое мнение. То есть, она уничтожает само творчество, делая из человека зажатого и играющего шаблонные ходы музыканта.

Если кто-то не умеет общаться с другими музыкантами уважительно — ему не место в коллективе.

Неагрессивная и конструктивная критика

Это правило прямо вытекает из предыдущего. Никто не любит критику, но она очень нужна для того, чтобы музыкант продолжал свое развитие и работал над ошибками. Поэтому не стоит ее избегать — если вам кажется, что замечание по игре необходимо, то его нужно сделать.

Как же это делать правильно?

  1. Никакой агрессии. Она заставляет человека вставать в "защитную стойку", а не слушать критику. К тому же, как мы уже говорили, это портит общую атмосферу в коллективе;
  2. Критикуйте игру музыканта, а не его самого. То есть не "руки кривые", а "ты не попал в метроном";
  3. Отметьте вещи, которые у человека получаются хорошо, и похвалите его за это. Например, "ты хорошо поработал над соло, но ритм получается немного неровный";
  4. Критикуйте прямо, говорите то, что вам не нравится, без юления.

Если критикуют вас самого, то сконцентрируйтесь на конструктивных моментах критику. Помните — скорее всего эти люди хотят сделать ваше общее творчество лучше, а не нанести вам личную обиду.

Одинаковое отношение к творчеству

Вне зависимости от того, какую цель преследует ваша группа, просто приятно провести время или начать зарабатывать музыкой деньги, все участники должны ее понимать и принимать. Проблемы начинаются тогда, когда для большинства репетиции — это способ весело провести выходные, а кто-то один "тянет" группу вверх и мечтает о музыкальном Олимпе. К сожалению, он достигается не в одиночку, а усилиями всего коллектива.

Именно поэтому цели группы и общее отношение к творчеству имеет смысл озвучить сразу при создании коллектива, и затем время от времени поднимать этот вопрос снова. Музыкантам, которые хотят большего, чем остальная группа, имеет смысл покинуть коллектив и найти единомышленников со схожими целями.

Каждый из музыкантов должен быть выслушан

Даже если это барабанщик, высказывающий мысли по поводу партии клавишных или гитарного соло. Вы творите музыку вместе, и у каждого из вас есть право на нее влиять. Кроме того, зачастую именно так и рождаются интересные мысли и неординарные музыкальные ходы.

Музыкант, который не будет чувствовать своего влияния на музыку группы, очень быстро потеряет мотивацию в ней играть.

Каждый понимает свою роль в коллективе

Конечно, можно заставить ударника играть соло, а саксофониста ритм, но в группе должно быть понимание, кто за что отвечает. Как бы ни хотелось всем играть соло, кто-то должен играть ритм-секцию. Как бы ни хотелось звучать ярче и громче всех, придется встраиваться в общий микс и не выпадать из него. Иначе получится не музыка, а парад самолюбования.

К тому же, помимо собственно музыки, есть еще и организационные роли: кто-то должен быть лидером и решать спорные вопросы, кто-то должен назначать репетиции и выступления, кому-то придется записывать придуманные партии и вести соцсети. Это большая работа, и ее нельзя сваливать на одного человека — распределите эти роли между собой.

Каждого из музыкантов устраивает уровень игры остальных

Как показывает практика, далеко не все готовы ждать отстающих в уровне игры. Опытному басисту может не хватать хорошего ударника, а плохая игра гитариста может перечеркнуть усилия остальной группы. К сожалению, лучшие группы получаются только из более-менее равных музыкантов. Поэтому, если вас не устраивает низкий уровень игры хотя бы одного из участников, есть смысл подумать о том, чтобы сменить группу.

Если вы и есть отстающий музыкант, то не обнадеживайте остальных музыкантов, что научитесь играть через пару недель. Честно скажите о своем уровне и том, пытаетесь ли вы его улучшить. Правда все равно вскроется, а время будет потрачено. И совсем не зазорно поиграть с музыкантами младше себя, но равными по уровню, чтобы набраться опыта и усовершенствовать свою игру.

Желаем удачи в совместном творчестве!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
19.09.2022
Устойчивые и неустойчивые ступени - движущая сила музыки!

Музыка неразрывно связана со временем и существует только в промежутке между прошлым и будущим. Когда мы слушаем композицию, то следим за тем, как музыкальная мысль разворачивается во времени. Это развитие происходит неравномерно: в некоторые моменты мы чувствуем напряжение, накал страстей или неустойчивость, незавершенность, а в другие можем почувствовать расслабление, спокойствие, завершенность и гармоничность.

10.10.2023
Звукоизвлечение

Самые частые вопросы начинающих гитаристов: что мне играть, какие аккорды существуют. Они стараются узнать как можно больше нового материала. При этом многие совершенно не задумываются о том, в достаточной ли степени освоили прошлый материал, забывая важную вещь: важнее не то ЧТО играть, а КАК играть.

27.12.2022
«Сеговия — это бог гитары»

Значение его деятельности выходит далеко за пределы гитарного исполнительства. В первую очередь его ценят как выдающегося музыканта, а уже потом как совершенного исполнителя на гитаре.