Сольфеджио: что это за зверь и нужно ли учить сухую теорию?

Сольфеджио: что это за зверь и нужно ли учить сухую теорию?

Юрий Тараненко

Преподаватель гитары, основатель PimaSCHOOL и YouTube канала PimaLIVE

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Зачем учить теорию музыки и сольфеджио, если отлично получается играть без всяких сложностей?

Такая точка зрения говорит об отсутствии понимания связи теоретической части музыки и практики. Этот разрыв происходит при обучении в музыкальной школе, где курс сольфеджио часто не воспринимают как нечто важное, хотя это самый главный предмет для музыканта! В некоторой степени это связано с неправильной организацией программы и отсутствием взаимодействия преподавателей теории и специальности.

При самостоятельном обучении теоретическая часть обычно развивается слабо и бессистемно, так как человек не видит ее важности. Вот почему дальше возникает множество тупиков в занятиях, неумение выражать музыкальные мысли как в композиции, так и в импровизации, проявляется общий слабый уровень музыкального развития в целом.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Зачем нужно сольфеджио

Основной целью изучения музыкальной теории и сольфеджио является развитие внутреннего мира ученика и его музыкального кругозора! Представьте, что вы хотите написать компьютерную программу по созданию музыки. Вам нужно разработать алгоритмы написания мелодий, составления гармонии, ритмические фигуры, загрузить программу большое количество примеров из истории музыки, чтобы появилась своеобразная преемственность стилей и направлений.

Именно этим и занимаются на уроках сольфеджио — прошивают внутренний компьютер! Ведь не так важно, на какой музыке мы учимся (на классике, джазе или роке) — важны те внутренние процессы, которые остаются с нами в результате.

Действительно волшебным эффектом обладают уроки сольфеджио, что означает «пение с названием нот». Этот предмет направлен на развитие:

  • слуха,
  • музыкальной памяти, 
  • воображения.

Все эти качества просто необходимы музыканту, если он хочет выражать свои мысли и чувства в виде сочинения композиций или импровизации. А иногда музыку исполняют только на слух, то есть даже когда вы играете разученное чужое произведение, хорошо звучать получится только при четком воссоздании звукового образа в голове, при помощи внутреннего слуха, что также требует развития и музыкальной памяти. И на уроках сольфеджио происходит тренировка всех этих внутренних процессов.

Диктант как главный компонент сольфеджио

Одной из важнейших активностей из курса сольфеджио является написание музыкальных диктантов. Это действительно незаменимое упражнение требует комплексного развития всех музыкальных навыков.

Обычно педагог проигрывает диктант (некую мелодию) несколько раз. Ученику необходимо запомнить последовательность максимально точно. Наша память работает ассоциативным способом, то есть вся новая информация связывается с полученной ранее. То же происходит и с музыкой — чем больше музыки вы знаете на память, тем проще запоминать новые мелодии.

После запоминания включается процесс интерпретации — анализ мелодии для перевода звуковой информации в символы (ноты). Здесь необходимо оценить все ноты с точки зрения тональности диктанта, определить их ступени. Всё это время ученик продолжает работать с музыкальным образом в памяти, постепенно переносит его на бумагу, зная ноты в тональности диктанта.

Существует еще и ритмическая составляющая, требующая такого же внимания, памяти, точности и скорости анализа, умения записывать ритмические фигуры с помощью знаков — длительностей.

Процесс сочинения мелодии как две капли воды совпадает с написанием диктанта, за исключением того, что музыкальный образ возникает в воображении музыканта, а не появляется извне. То же происходит и с импровизацией, только в реальном времени, что требует молниеносной скорости обработки информации и максимальной проработки всех внутренних процессов.

Для неопытного музыканта все это может показаться чудом. На самом же деле это просто планомерная тренировка навыков и изучение теоретического устройства музыкальной ткани. Это и происходит на уроках теории и сольфеджио, которые по праву считаются важнейшими предметами в курсе музыкального образования. Не верите? Записывайтесь на курсы игры на гитаре и убедитесь сами!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
27.12.2022
«Сеговия — это бог гитары»

Значение его деятельности выходит далеко за пределы гитарного исполнительства. В первую очередь его ценят как выдающегося музыканта, а уже потом как совершенного исполнителя на гитаре.

18.07.2023
Гармонизация: создание музыкального волшебства

Изучение музыки (и само музицирование, и подходы к обучению) сродни изучению иностранного языка. Прежде чем начать формулировать и излагать собственные мысли, мы проходим этап изучения готовых конструкций. В языке это, например, стихи, а в музыке — простые пьесы. Рано или поздно мы обретаем способность формулировать и собственные мысли с помощью языка музыки.

11.06.2024
Устойчивые выражения в музыке: секреты уменьшенного вводного септаккорда

В музыке (как в языке) существуют определенные «устойчивые выражения»: мелодические, гармонические или ритмические.