«Сеговия — это бог гитары»
27.12.2022

«Сеговия — это бог гитары»

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Именно так охарактеризовал своё отношение к великому мастеру испанский гитарист Николас Альфонсо. Впрочем, не менее восторженно отзывается о нем подавляющее большинство гитаристов.

Значение его деятельности выходит далеко за пределы гитарного исполнительства. В первую очередь его ценят как выдающегося музыканта, а уже потом как совершенного исполнителя на гитаре.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

В настоящее время о Сеговии написано множество книг и статей, раскрывающих мифические и реальные истории из жизни мастера. Но наибольшую ценность представляют его мемуары «Гитара и я», напечатанные в американском журнале «Гитарное обозрение». В них он рассказывает о себе, людях и событиях, связанных с музыкальной жизнью. Главной мыслю на протяжении всех историй остается идея совершенствования гитарного исполнительства и возвращении гитаре былого величия.

Как все начиналось

Андрес Торрес Сеговия родился 18 февраля 1894 года в городе Линарес в Испании. Семья его не была музыкальной, но он с детства был окружен гитарной музыкой, так как этот инструмент можно было встретить практически в каждом доме.

Для любого гениального или выдающегося человека характерна «одержимость» идеей. Для Андреса такой идеей стала игра на гитаре, которую он полюбил в раннем возрасте.

Семья была против увлечения «народным» инструментом. Мальчика пытались учить игре на фортепиано и виолончели, но это не помогало. Даже когда дома ему запретили играть на гитаре, Сеговия продолжал свои занятия тайно.

У него не было учителей. По его словам, он сам был «своим учителем и своим учеником» и успехами в игре обязан был исключительно себе. Помогало ему в этом непростом занятии слушание народной музыки и изучение нотной литературы. В Гранаде, где он получал образование, он собирал по знакомым и на стеллажах музыкальных магазинов нотные сборники. При изучении нотной литературы он развил навык чтения с листа. Тогда он остро ощутил потребность в более широком музыкальном образовании.

Жизнь в Гранаде была весьма интересна. В этом живописном городе происходило множество культурных событий. В окружении Сеговии были молодые писатели, художники и музыканты, ставшие впоследствии цветом испанской культуры. Вечера проходили в жарких спорах об искусстве и имели большое влияние на формирование творческих взглядов молодого Андреса. Молодежь каждый вечер собиралась в кафе «Левант», а после закрытия частенько отправлялась домой к Сеговии слушать неповторимую игру.

При содействии друзей в 1909 году в Гранаде, в зале «Артистического кружка» состоялся первый концерт Сеговии. После него молодой гитарист отправился в Севилью, где в течение года дал несколько концертов, принятых публикой весьма благосклонно. Это его воодушевило отправиться в Мадрид.

Любовь к инструменту

В то время в распоряжении Сеговии была гитара мастера из Гранады — Бенито Ферреро. Это был инструмент, сделанный опытными руками, но из дешевого дерева и с «детским» звуком, подходящим для индивидуальных занятий или музицирования в интимной, комнатной обстановке.

А так как для предстоящих концертов ему нужен был концертный инструмент, то он отправился к Мануэлю Рамиресу, который считался лучшим гитарным мастером. Рамирес принял Сеговию очень любезно и отметил, что о его успехах уже слышали в Мадриде: «говорят, что вся Севилья побывала» на его концертах.

Андрес изложил мастеру свою проблему и попросил у Рамиреса в аренду один из инструментов. Вот как сам Сеговия описывал этот момент: «Рамирес подал мне принесенную гитару, это было подлинное произведение искусства… Я позабыл обо всем на свете и играл одну за другой пьесы Баха, Гайдна, Сора, Тарреги и снова Баха… Все, что я исполнял, казалось мне более интересным, омоложенным и звучало совсем по-новому… Наконец я очнулся и сразу же осознал, что только эта гитара могла сделаться тем совершенным орудием, которое помогло бы мне в будущем выполнить мое артистическое предначертание...».

Сеговия решил во что бы то ни стало купить инструмент, но Рамирес его опередил словами: «Гитара ваша, молодой человек. Берите ее с собой по свету, и пусть ваша работа будет более плодотворной благодаря инструменту Рамиреса… Вы оплатите мой труд без денег.». С тех пор многие годы эта гитара была верной спутницей Сеговии в его путешествиях по всему свету.

Продолжая активную концертную деятельность, Андрес постоянно занимался пополнением гитарного репертуара, в первую очередь взявшись за переложения известных классических произведений. Он подробно изучил творчество Баха и других композиторов, создав множество оригинальных переложений, которые до сих пор являются жемчужинами гитарной литературы.

Помимо этого, Сеговия понимал, что значение серьезного концертного инструмента гитара может приобрести, только если помимо транскрипций на ней будут исполнять и оригинальную новую музыку. С просьбой написать произведения для гитары он обратился ко многим композиторам-современникам, и в дальнейшем с успехом исполнял эти произведения на своих концертах.

Сеговия давал около 150 концертов ежегодно. Кажется, нет такой страны, где он не побывал со своей гитарой. Недаром он сам полушутя говорил, что большую часть своей жизни провел в воздухе, настолько часто ему приходилось пользоваться самолетами.

Об этом уникальном мастере можно писать бесконечно. Но лучше любых слов скажет его музыка. Слушайте, проникайтесь, изучайте и вдохновляйтесь великолепной игрой Андреса Сеговии!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
25.11.2022
Остинато: хитрый прием для тех, кто хочет улучшить игру

Начинающему может показаться, что для улучшения техники игры нужно разучивать более сложные приемы игры (мол, именно они делают звучание интереснее).

Однако практика показывает, что простые приемы ничуть не хуже. Вдобавок они не требуют много времени на освоение и поддержание навыка.

Остинато — как раз один из таких приемов. Это музыкальная техника на основе многократного повторения одного и того же музыкального фрагмента: мелодической или ритмической фигуры, гармонического хода или даже отдельной ноты.

01.09.2022
5 фанковых исполнителей, с которых лучше начать знакомство со стилем

Фанк — удивительный стиль музыки. Родившийся из соула и ритм-н-блюза, он за двадцать лет прошел огромный путь, повлиял на разные музыкальные направления — от клубных и танцевальных до тяжелого и готического рока.

12.05.2021
Популярные ритмические рисунки, как их играть

В этой статье мы не будем касаться теоретических основ метра и ритма, поэтому, настоятельно вам рекомендуем ознакомиться со статьей про «метр и ритм». Напомним, для начинающих обучение игре на гитаре онлайн это очень важная тема.