Музыка чрезвычайно разнообразна и бесконечно вариативна. И хоть нот всего лишь двенадцать, возможные их сочетания и фантазия музыканта никогда не закончатся.
Однако не все сочетания будут благозвучны и интересны для слушателя: последовательность из неприятных диссонансов отпугнет даже самого ярого любителя авангардного рока или джаз-фьюжна.
Поэтому среди бесконечности сочетаний и последовательностей в музыке есть очень удачные, которые постоянно используются музыкантами.
Такие аккорды полезно знать и ради быстрого узнавания и подбора на слух, и для использования в своем творчестве.
Для более глубокого понимания структуры аккордов давайте немного погрузимся в теорию музыки и поймем роли аккордов в ней.
Аккорды в тональности так или иначе делятся на три группы:
Для наглядного объяснения того, где и какие роли находятся, возьмем тональность Am. Тонический аккорд очевиден — он находится в названии тональности, однако, сюда же можно добавить аккорд С. В него мелодия также может разрешаться без больших потрясений для слуха.
Субдоминантными аккордами для Am будут Dm и F. Они вносят тревожность и беспокойство и немного тяготеют в тонику.
Доминантным аккордом будет Е — он сильнее всех тянет мелодию в аккорд Am.
Описания ролей намекают, что самая логичная последовательность — это T-S-D. И действительно, это один из самых популярных ходов в музыке, причем как в миноре (например, Am Dm E), так и в мажоре (A D E).
Эту последовательность или ее разновидности можно услышать в самой разной музыке:
Вся блюзовая музыка и рок-н-ролл построены на блюзовом квадрате. Он также часто встречается в джазе, рок-музыке, кантри и многих других стилях.
В тональности Е эта последовательность будет выглядеть так (в скобках указано количество тактов, которые нужно играть аккорд):
Е (4) А (2) Е (2) В (1) А (1) Е (2)Эта 12-ти тактная последовательность имеет много разновидностей, но все они похожи и без труда узнаются, если знать оригинальный блюзовый квадрат.
Примечательно, что в этой последовательности разрешение в тонику происходит из субдоминанты, а не из доминанты, хотя в некоторых вариациях квадрата встречается и такое — записывайтесь на онлайн-курс и мы вам покажем!
Блюзовый квадрат — одна из самых популярных форм в музыке ХХ-го века, и поэтому количество песен, сыгранных на нем, невозможно сосчитать:
Еще одна известная последовательность — нисходящий ход в минорной тональности от тоники к доминанте. В тональности Am он будет выглядеть так:
Am G F EИзначально это последовательность из стиля фламенко, но из-за своей логичности и характерного звучания она стала использоваться почти во всех стилях музыки.
Также популярна вариация этого хода, когда меняют местами аккорды F и G:
Am F G EПослушать и запомнить этот паттерн можно по следующим песням: