Самые популярные последовательности аккордов + примеры композиций, где они используются

Самые популярные последовательности аккордов + примеры композиций, где они используются

Алексей Чесноков

Музыкант, фингерстайл-гитарист, автор статей в PimaLive

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Музыка чрезвычайно разнообразна и бесконечно вариативна. И хоть нот всего лишь двенадцать, возможные их сочетания и фантазия музыканта никогда не закончатся.

Однако не все сочетания будут благозвучны и интересны для слушателя: последовательность из неприятных диссонансов отпугнет даже самого ярого любителя авангардного рока или джаз-фьюжна.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Поэтому среди бесконечности сочетаний и последовательностей в музыке есть очень удачные, которые постоянно используются музыкантами.

Такие аккорды полезно знать и ради быстрого узнавания и подбора на слух, и для использования в своем творчестве.

Для более глубокого понимания структуры аккордов давайте немного погрузимся в теорию музыки и поймем роли аккордов в ней.

Я получил эту роль

Аккорды в тональности так или иначе делятся на три группы:

  1. Тонический аккорд (Т) — главный в последовательности, в который хочет вернуться или, как говорят музыканты, разрешиться мелодия произведения. Вокруг этого аккорда и тяготения к нему построена тональность.
  2. Субдоминантный аккорд (S) — трезвучие, которое привносит в музыку тревожность, беспокойство, неустойчивость. Субдоминанта хочет разрешиться обратно в тонику.
  3. Доминантный аккорд (D) — аккорд, который сильно тянет разрешиться в тонику.

Для наглядного объяснения того, где и какие роли находятся, возьмем тональность Am. Тонический аккорд очевиден — он находится в названии тональности, однако, сюда же можно добавить аккорд С. В него мелодия также может разрешаться без больших потрясений для слуха.

Субдоминантными аккордами для Am будут Dm и F. Они вносят тревожность и беспокойство и немного тяготеют в тонику.

Доминантным аккордом будет Е — он сильнее всех тянет мелодию в аккорд Am.

Описания ролей намекают, что самая логичная последовательность — это T-S-D. И действительно, это один из самых популярных ходов в музыке, причем как в миноре (например, Am Dm E), так и в мажоре (A D E).

Эту последовательность или ее разновидности можно услышать в самой разной музыке:

Блюзовый многоугольник

Вся блюзовая музыка и рок-н-ролл построены на блюзовом квадрате. Он также часто встречается в джазе, рок-музыке, кантри и многих других стилях.

В тональности Е эта последовательность будет выглядеть так (в скобках указано количество тактов, которые нужно играть аккорд):

Е (4) А (2) Е (2) В (1) А (1) Е (2)
Эта 12-ти тактная последовательность имеет много разновидностей, но все они похожи и без труда узнаются, если знать оригинальный блюзовый квадрат.

Примечательно, что в этой последовательности разрешение в тонику происходит из субдоминанты, а не из доминанты, хотя в некоторых вариациях квадрата встречается и такое — записывайтесь на онлайн-курс и мы вам покажем!

Блюзовый квадрат — одна из самых популярных форм в музыке ХХ-го века, и поэтому количество песен, сыгранных на нем, невозможно сосчитать:

Огонь фламенко

Еще одна известная последовательность — нисходящий ход в минорной тональности от тоники к доминанте. В тональности Am он будет выглядеть так:

Am G F E 
Изначально это последовательность из стиля фламенко, но из-за своей логичности и характерного звучания она стала использоваться почти во всех стилях музыки.

Также популярна вариация этого хода, когда меняют местами аккорды F и G:

Am F G E
Послушать и запомнить этот паттерн можно по следующим песням:

Брат за брата

Одна из самых красивых и мелодичных последовательностей в популярной музыке основана на том, что доминанта бывает не только у тональности, но и у каждого из аккордов — они называются побочными доминантами. И если построить в ряд такие доминанты, получится красивая и плавная гармония.

В минорной тональности эта последовательность выглядит так:

Am Dm G C F Dm E
У нее много вариаций: часто используют только первые четыре аккорда (Am Dm G C) или меняют какой-то из аккордов на более необычные, например, Dm на В.

Песен с этими аккордами множество:

Чтобы девочки заплакали

Прогрессия, которую американские музыканты называют «слезливой» — одна из самых интересных и вариативных последовательностей в популярной музыке, которая имеет форму и в мажоре, и в миноре. В мажоре она выглядит как C G Am F, а в миноре — Am F C G, то есть это просто переставленные местами аккорды.

Секрет ее популярности и интересного звучания в том, что обе последовательности приходят в тонику из субдоминантных аккордов, что создает пространство для написания интересной мелодии.

Кроме того, есть вариации в миноре, в которой в конце все-таки стоит доминанта:

Am F C E или Am F Dm E
Но они уже довольно далеки от идеи и мелодики изначальной последовательности.

Вы слышали эти аккорды в известных песнях много раз:

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
28.11.2023
Модальная гармония

В современных стилях рок, ритм-н-блюз, джаз, блюз, кантри, фолк и этно-музыке распространены 2 основных подхода к построению гармонии — науки о созвучиях, называемых иначе аккордами, и их последовательностях.

22.07.2022
Ищем новые аккорды: метод смещения басом

Предлагаем простую и интересную схему создания новых и необычных аккордов, которую легко освоить даже новичку – метод смещения басом.

30.12.2022
Фишки легенд: Джимми Хендрикс

Мы не призываем копировать игру Джимми Хендрикса — все равно лучше его стиль никто не сыграет. Но очень полезно освоить его техники и использовать в игре, чтобы найти свое собственное звучание.