Ритм-гитара: история, техника и секреты звучания в джазе
20.11.2024

Ритм-гитара: история, техника и секреты звучания в джазе

Алексей Духович

Джазовый гитарист. Автор курсов по "Теории музыки для гитариста" и "Джазовой гитаре" на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Гитара, как эстрадный инструмент, прошла долгий путь эволюции, и поначалу её роль сводилась исключительно к аккомпанементу. Это происходило около ста лет назад, в 20-е годы XX века. В те времена главным стилем эстрадной популярной музыки был джаз. Его слушали, пели и танцевали. По радио звучали мелодии из бродвейских мюзиклов и кинофильмов в исполнении известных певцов и актёров, а сопровождал их, как правило, большой эстрадный оркестр или биг-бэнд. Именно мелодии в исполнении биг-бэндов сформировали «золотой фонд джаза». Танцевальные вечеринки также обычно сопровождались игрой биг-бэндов, и каждый танцевальный зал имел собственный оркестр.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Обычно большой оркестр состоит из нескольких «секций»: группы саксофонов, медной группы и ритм-секции. Именно ритм-секция была сердцем любого оркестра. Она включала барабаны, контрабас, фортепиано и обязательно гитару. Вот тогда-то и появился всем известный термин «ритм-гитара», который мы так часто используем сегодня.

Возможности гитары в то время были сильно ограничены. В ходу были только акустические инструменты, они звучали не слишком громко и не могли соперничать с духовыми по звучности. Правда, с изобретением в конце XIX века конструкции «арктоп» гитары зазвучали громче, но этого всё равно было недостаточно для ярких солирующих моментов, и гитаристы в группах выполняли аккомпанирующую функцию. Именно в этот период произошло фундаментальное формирование техники гитарного аккомпанемента, которая дала основу для развития всех последующих ритм-гитарных стилей.

Как следует из названия — «ритм-гитара», основной целью гитариста того времени было поддержание танцевального ритма в бэнде. Основой джазового грува были четверти, и партия гитариста на 90% состояла из игры аккордов композиции четвертями. С одной стороны, это кажется весьма простым, но сыграть четверти так, чтобы люди в клубе затанцевали, — задача не из лёгких. Нужно было играть точно, сохранять темп, добавлять акценты и «качать», при этом читать ноты и слушать товарищей, особенно контрабасиста и барабанщика.

Особенностью такого типа аккомпанемента также стали особенные ритм-аккорды или «shell voicings». В аккомпанементе существует золотое правило: чем больше оркестр, тем меньше нот нужно играть, и оно особенно верно в отношении ритм-гитары. Поскольку джазовые оркестры того времени включали множество духовых, а также рояль, роль гитары была исключительно ритмической. Гитаристу было важно не мешать духовым в верхнем регистре и не пересекаться с контрабасом в нижнем. Таким образом, в ходе многолетних экспериментов и постоянной практики сформировались особые ритм-аккорды. Они состоят из трёх нот и обычно включают только самые важные ступени аккордов: 1, 3, 5 или b7.

ритм-гитара

Эти ноты располагались всегда на 6, 4 и 3 струнах. Использовалось много обращений и горизонтальных перемещений между аккордами. Остальные струны глушились левой рукой, создавая перкуссионный эффект.

Как всегда, история хранит имена великих мастеров стиля, и ритм-гитара не исключение. Легендой биг-бэнд аккомпанемента является Фредди Грин, гитарист одного из самых известных джазовых оркестров под управлением великого Каунта Бэйси. Фредди играл в этом оркестре больше 50 лет и за всю свою карьеру не исполнил ни одного соло. Его мастерство, как ритм-гитариста, оттачивалось все эти годы и стало легендой и эталоном стиля, который даже стали называть в его честь — «Freddie Green Style».

Аккомпанемент такого рода требует особенного инструмента и его отстройки. Лучше всего для него подойдут специальные акустические джазовые гитары типа «арктоп», но это весьма редкие и дорогие инструменты. Также подойдут акустические гитары с большим корпусом типа «джамбо» или «дредноут». Они дадут не такой аутентичный звук, но будут звучать достаточно громко. Обычно на инструменты для свингового аккомпанемента ставят максимально толстые струны калибра 12, 13 или 14. Желательно использовать бронзовые струны для акустических гитар.

Высота струн ставится также максимальная, чтобы исключить дребезг при активном звукоизвлечении. Если нужно играть на большой сцене и требуется усиление звука, лучше использовать для подзвучки микрофон или пьезодатчик. Магнитные звукосниматели дают недостаточно «акустический» звук, но при отсутствии альтернативы могут использоваться и они. При этом важно убирать громкость на гитаре менее чем на 50%, чтобы снизить гейн и сделать звук более прозрачным.

Еще больше тонкостей и качественная практика вас ждут с нашими учителями на курсах игры на гитаре!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
06.12.2022
История медиатора: чем играли на гитаре раньше и кого благодарить за современный плектор

На протяжении более 2000 лет музыканты пользуются специальными приспособлениями для извлечения звука из струны – плектром. Оказывается, это слово появилось еще в Древней Греции и означает (буквально) «то, чем ударяют по струне».

19.01.2021
Как выбрать струны для гитары

Актуальный вопрос для новичков после покупки первой гитары.  Однако, начиная обучение музыке на первом этапе освоения инструмента об этом задумываются не все. Но, в один прекрасный момент, когда уже установленные струны обрастут частицами кожи и жира, звук потеряет яркость и читаемость, встает вопрос об их замене

05.12.2023
Великий Элвис Пресли: история жизни и музыки

Он стал одним из самых популярных и узнаваемых исполнителей в истории современной музыки. В короткий срок сделал головокружительную карьеру, получив прозвище «короля рок-н-ролла», снимался в кино и выступал по телевизору. Его фирменный стиль сценических движений и прическа дали толчок целой эпохе подражания. Хотя начиналась его карьера весьма скромно…