Революция Битлз: как четыре парня создали историю рока

Революция Битлз: как четыре парня создали историю рока

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

История мировой культуры знает немало ярких вспышек — больших талантов, меняющих правила игры. Такими были Моцарт и Бетховен, Вагнер и Дебюсси, Стравинский и группа «Queen».

Но наши сегодняшние герои — это особый случай. С появлением группы «Beatles» сменилась целая музыкальная эпоха и началось новое время — время рок-н-ролла!

Успех такого уровня — это невероятное стечение обстоятельств: врожденный талант, целеустремленность, благоприятные условия и везение. Давайте сегодня вместе проследим путь становления одой из самых популярных групп в истории музыки.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков
 

Битлз: начало 

Начиналась эта история в относительно бедном северо-западном английском портовом городке Ливерпуль весьма обычно. Несколько молодых людей старшего школьного возраста под предводительством шестнадцатилетнего ритм-гитариста и поэта по имени Джон Леннон (сына моряка-торговца) решили собрать блюз-фолк группу под названием «Quarrymen» — по имени школы где они учились.

На одном из вечерних выступлений группы бас гитарист представил Леннону своего одноклассника — 15-летнего Пола МакКартни, который должен был присоединиться к группе на пару номеров. Вскоре Полу предложили место постоянного участника, и на своем первом официальном концерте с группой он должен был сыграть соло на композицию «Guitar Boogie».

Как позднее рассказывал МакКартни, на репетициях всё шло хорошо, но на концерте, перед слушателями, он неожиданно сильно разволновался, растерялся и не смог ничего сыграть. Вскоре он понял, что игра соло на гитаре не его конек, поэтому в группу и пригласили Джорджа Харрисона.

На прослушивании 14-летний Джордж произвел хорошее впечатление на Леннона, но всё же Харрисона показался ему слишком молодым для вступления в группу. И лишь благодаря интересной игре, основанной на увлечении рокабилли, несколько месяцев спустя Джордж был заявлен как соло-гитарист группы.

В это же время школьные друзья Леннона покинули группу, а сам Джон продолжил свое обучение в Ливерпульском колледже искусств. В этот период группа бралась за все возможные выступления: танцевальные вечеринки, семейные торжества, включая свадьбу брата Джорджа, а также профессиональные выступления в «Casbah Coffee Club» и на ипподроме в Манчестере.

Название группы менялось несколько раз. Недолго просуществовали такие варианты, как «Johnny and the Moon Dogs» и «The Silver Beetles». По легенде, конечное название было придумано Ленноном и его другом из колледжа Стюартом Сатклиффом, которого пригласили в группу играть на бас-гитаре, что и стало комбинацией понятий Beetles и Beat.

Дружба между Ленноном и МакКартни, ставшая в будущем основой для их авторского тандема, в начале пути поддерживалась их частыми концертами в дуэте на двух гитарах в барах и клубах Ливерпуля.

Роль Гамбурга

В 1960 и начале 1961 года группа много выступала на всевозможных площадках города и окрестностей. При этом постоянно возникали сложности с барабанщиками. После смены 3-х барабанщиков подряд МакКартни решил сам попробовать играть на ударных, что у него получалось весьма сносно. После отмены нескольких концертов в Англии, музыканты стали искать возможности для выступлений за рубежом. Неформальный менеджер группы Алан Виллиамс предложил проверенный с другой группой путь — концерты в Германии. В середине 1960-го года группа первый раз отправилась на гастроли в Гамбург — это стало их трамплином к успеху.

Первым делом они наняли нового барабанщика. Эту позицию занял Пит Бэст, выступления которого они видели ранее в Англии. Именно в Гамбурге, играя по много часов подряд почти каждый день, они стали настоящей музыкальной группой и научились «качать». Пять раз группа возвращалась в этот город. В первый приезд «Битлз» в общей сложности сыграли 106 вечеров по 5 и более часов, что стало настоящей кузницей для последующего успеха группы.

Возвращение домой

В Англию «Битлз» вернулись уже совершенно другой группой. Через какое-то время их заметил Брайан Эпстейн, музыкальный журналист и владелец магазина записей. Он организовал группе 5-летний контракт с фирмой EMI, который был подписан в январе 1962 года. Этот год стал тяжелым для группы: вскоре от кровоизлияния в мозг умер Сатклифф.

На первой записи группы в студии EMI на знаменитой Abbey Road, продюсер Джордж Мартин порекомендовал группе сменить барабанщика. Бэст был уволен, а на его место взяли 21-летнего Ринго Стара, сына местного кондитера.

После того как все музыканты оказались на своих местах, потенциал группы стал очевиден. Их очередной сингл «Please Please Me» занял первую строчку в хит-парадах Англии, а Брайан Эпстейн лично поехал в Америку организовывать для группы гастроли и участие в вечернем шоу Эда Салливана. Та поездка и участие в шоу с 70-миллионной аудиторией и стали поворотным моментом в истории группы и положили начало новой музыкальной революции. Но корни всех этих событий лежат, конечно, в большом многочасовом ежедневном труде музыкантов ранее, который и сделал из них легенд. Так что хорош бить баклуши – быстренько записываемся на курсы игры на гитаре к опытным преподавателям и тренируем технику!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
27.06.2023
Музыка в стиле «кантри»

Несмотря на то, что музыка в стиле «кантри» — это чисто американское направление, оно стало широко известно во всем мире.

17.03.2023
Как восстановиться после долгой разлуки с гитарой

Люди откладывают гитару на антресоль по тысячам разных причин: устали от инструмента или музицирования, завал на работе, творческое выгорание, банально нет ни на что времени (думаю, люди с детьми меня поймут).

Но спустя время интерес к игре возвращается. Вы берете гитару в руки и понимаете, что не можете сыграть даже десятую часть тех произведений и приемов, которые с легкостью исполняли еще пару лет назад: руки будто ватные, плохо слушаются, а струны впиваются в пальцы, усложняя и без того непростой процесс вспоминания.

23.01.2024
Струны истории: путешествие классической гитары от Месопотамии до современности

История современной классической гитары, которую иногда еще называют «испанской гитарой», неразрывно связана с основными вехами развития истории человечества. Вместе с волнами миграции населения далекие предки гитары путешествовали из Месопотамии в Испанию и оттуда распространились по всему миру.