Расположения аккордов
03.10.2024

Расположения аккордов

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по "Теории музыки для гитариста" и "Джазовой гитаре" на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Гитара — один из тех инструментов, на котором легко освоить начальный уровень игры, но затем, чтобы сделать следующий шаг, приходится прилагать очень много усилий. Это связанно с особенностями системы расположения нот на грифе и визуально неявными связями между нотами.

Кроме того, в отличие от начального уровня игры все последующие шаги требуют освоения музыкальной теории для выработки единой системы взаимодействия с музыкой и инструментом. Изучение теоретических концепций (вроде аккордов определенного строения или натуральных ладов) может дать толчок к развитию и позволить студенту выйти на новый уровень. Сегодня мы обсудим одну из таких теоретических концепций, имеющих важнейшее практическое применение в музыке в целом и на гитаре в частности.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

В современной музыке господствует гомофонно-гармонический склад, что означает присутствие мелодии, исполняемой голосом или иным инструментом, и гармонии. Именно гармоническую функцию чаще всего исполняет гитара.

В гармонии мы используем аккорды и их последовательности, чтобы создавать аккомпанемент, то есть для успешного выполнения своей роли гитарист должен хорошо знать аккорды и их строение.

Но это далеко не всё. Дело в том, что звуки одного и того же аккорда мы можем расположить в звуковом пространстве совершенно по-разному. Для примера возьмем один из самых простых септаккордов (большой мажорный септаккорд от ноты До — Cmaj7) и посмотрим, какие варианты расположения его звуков удастся найти.

Расположение аккордов1

Тесное расположение

Первый и самый очевидный вариант — расположить ноты по порядку, как при теоретическом построении аккорда: До — Ми — Соль — Си. При этом расстояния между звуками аккорда оказываются не шире кварты, а все ноты располагаются внутри одной октавы. Такое расположение звуков называется тесным расположением.

Несмотря на то, что при изучении теории и построении аккордов на фортепиано эти расположения являются самым очевидным выбором, в силу преимущественно квартового строя гитары они очень ограниченны в использовании на нашем любимом инструменте. Некоторые обращения этих аккордов просто невозможно сыграть физически. Вот почему у гитаристов часто происходит разрыв между теоретическими и практическими знаниями.

Для удобства и универсальности игры давайте поищем другие расположения звуков аккорда. Здесь можно свободно экспериментировать перенося звуки вверх или вниз. Единственное условие при этом — тоника остается на месте, в нижнем голосе.

Рассмотрим другой вариант, например, До — Соль — Ми — Си.

Расположение аккордов

Широкое расположение

В этом случае все расстояния между нотами шире кварты, а аккорд занимает почти две октавы. Такое расположение звуков аккорда называется широким расположением.

Заметьте, что состав нот и ступеней в первом и втором случае одинаковый, в басу по-прежнему тоника, то есть это одинаковые аккорды с точки зрения теории, но звучат они совершенно по-разному за счет своего расположения.

Широкие расположения часто используются на гитаре, но звучание их весьма специфическое за счет широких интервалов между нотами.

Смешанные расположения

Существует еще два способа располагать звуки аккорда, при которых сохраняется баланс между широкими и узкими интервалами. Такие расположения называются смешанными, и именно они чаще всего используются для аккомпанемента на гитаре. Они имеют свои собственные названия, которые наверняка многим знакомы: Drop2 и Drop3.

Расположение аккордов 

В этих названиях, как обычно, зашифрован способ построения расположения. Они образуются от базового — тесного расположения путем переноса 2 или 3 звука сверху на октаву вниз. В результате получаем смешанное расположение, которое имеет сбалансированное звучание и крайне удобно для игры на гитаре во всех тональностях.

Смешанные расположения активно используют не только на гитаре, но и на фортепиано, и при написании аранжировок для эстрадных, джазовых и классических оркестров.

Благодаря легкости игры, универсальности и узнаваемому, характерному звучанию, смешанные расположения стали наиболее распространенным вариантом для игры аккордов, особенно в эстрадной музыке, хотя классические композиторы так же активно их использовали. Тесные и широкие расположения тоже здорово звучат, но имеют ограничения по использованию и необычный звук.

Расположение аккордов

Экспериментируйте с различными звучаниями и позвольте своему слуху выбирать вариант наиболее подходящий к ситуации.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
23.12.2022
Немузыкальные предметы в музыке: когда дрели, бензопилы и электронные шумы могут звучать красиво

Мы не собираемся рассказывать, как и почему люди решили использовать такие звуки в музыке. Мы расскажем о том, как немузыкальные звуки меняют общий характер и смысл композиции, что привносят в музыку и как их использовать.

11.06.2024
Устойчивые выражения в музыке: секреты уменьшенного вводного септаккорда

В музыке (как в языке) существуют определенные «устойчивые выражения»: мелодические, гармонические или ритмические.

21.10.2022
Усилители: как появились и какие ключевые особенности разных моделей

Для звука электрогитары огромное значение играет подключенный к инструменту гитарный усилитель. Ведь именно он формирует конечную звуковую картинку, которую воспринимает слушатель.