Простые музыкальные интервалы: понятие, виды, примеры

Простые музыкальные интервалы: понятие, виды, примеры

Алексей Чесноков

Музыкант, фингерстайл-гитарист, автор статей в PimaLive

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Музыкальный интервал — это соотношение двух нот по их высоте. К простым интервалам относятся те, которые находятся не дальше октавы (6 тонов) от изначальной ноты.

Рано или поздно музыкант сталкивается с необходимостью изучать интервалы и учиться отличать их друг от друга. Это непростая тема, зато даст отличный результат.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Музыкант, который знает и умеет различать интервалы, легче подбирает на слух любую музыку, лучше импровизирует и создает более интересные мелодии. Поэтому обязательно учите их своими силами или на курсах теории музыки по бесплатному демодоступу.

Для тех, кто только начал знакомиться с темой интервалов, мы подготовили простой и понятный материал о том, что они из себя представляют, как их найти и сыграть на гитаре. Для наглядности к каждому интервалу предлагаем популярную песню для лучшего запоминания — интервал будет стоять в начале каждой из этих мелодий.

Прима (унисон)

Первый и самый простой музыкальный интервал называется чистая прима, или унисон — две одинаковые ноты одной высоты (например, два ноты си подряд). Обе ноты образуют консонанс, то есть благозвучное сочетание звуков.

В музыкальной литературе этот интервал обозначается ч.1.

Мы встречаемся с примами, когда настраиваем гитару: первая открытая струна должна звучать в унисон со второй, зажатой на пятом ладу, и так далее для остальных струн.

Музыкальные интервалы

Приму легко запомнить по первым двум нотам композиции «Попробуй спеть вместе со мной» группы Кино.

Малая секунда

Малая секунда — это две ноты, между которыми находятся полтона (один лад), например, ноты си и до. В отличие от примы, малая секунда образует диссонанс, то есть неблагозвучное, неприятное и немного «жалобное» звучание. В литературе обозначается м.2.

Интервалы

Восходящие и нисходящие (то есть двигающиеся вверх или вниз) малые секунды легко запомнить по хроматической гамме или началу произведения «К Элизе» Бетховена.

Большая секунда

Большая секунда — это две ноты с разницей в один тон. Это также диссонанс, но в отличие от малой секунды менее противный и конфликтный, а скорее неэмоциональный. Записывается как б.2.

Интервалы

Запомнить большую секунду на слух можно по двум песням: «Вечерний звон» для восходящего интервала и «Yesterday» The Beatles для нисходящего.

Малая терция

Интервал в три полутона называется малой терцией. Звучание этого интервала красивое, грустное и мягкое, поэтому он считается консонансом и активно используется в музыке — лежит в основе минорного трезвучия. Его записывают как м. 3.

Музыкальные интервалы

Восходящая малая терция используется в песне «Подмосковные вечера», а нисходящая — в «Маленькой елочке холодно зимой». Запомнить очень просто!

Большая терция

Главные отличия большой терции от малой — это расстояние в четыре полутона между нотами и общее мажорное звучание. Речь идет о консонансе, на основе которого строятся мажорные аккорды. Этот интервал записывается как б. 3.

 Музыкальные интервалы

Самый простой способ запомнить большую терцию — это песня «Чижик-пыжик», в начале которой используются и восходящие терции, и нисходящие.

Чистая кварта

Расстояние в пять полутонов в музыке называется квартой — это красивый и торжественный консонансный интервал, который часто используется в современной музыке из-за своего благозвучия, но еще чаще использовался в Средневековье. Его записывают как ч. 4.

Музыкальные интервалы 

Именно с восходящей кварты начинается гимн России, а с нисходящей — «В траве сидел кузнечик».

Увеличенная кварта (или уменьшенная квинта)

Увеличенную кварту часто называют тритоном, и не зря — расстояние между нотами в этом интервале равно трем тонам (или шести полутонам). Это один из самых неприятный и режущих слух диссонансов, который редко встречается в мелодиях популярной музыки. В музыкальной теории значится как ув. 4 (или ум. 5).

Музыкальные интервалы 

Сыграйте тритон на гитаре, после этого без труда будете слышать его в музыке. Хорошим примером использования нисходящих и восходящих тритонов является сирена скорой помощи. Очень неприятный звук!

Чистая квинта

Чистая квинта является одним из самых гармоничных и консонансных интервалов, но звучит пустовато и неинтересно. В этом интервале между нотами расстояние в три с половиной тона, и записывается он как ч. 5.

Музыкальные интервалы 

Восходящую квинту легко запомнить по началу классического саундтрека серии Star Wars, а нисходящую — по детской песне «Дружба крепкая».

Малая секста

Если в интервале расстояние между нотами равно четырем полным тонам, то это малая секста — очень красивый и мелодичный интервал, распевный консонанс. У него грустное, но глубокое звучание, поэтому его часто используют. Записывают в виде м. 6.

Интервалы

Хорошими примерами этого интервала будут: припев песни «Прекрасное далеко» для восходящей малой сексты и «Жил да был черный кот за углом» для нисходящей.

Большая секста

Большая секста — интервал с расстоянием в четыре с половиной тона между нотами. Это тоже приятный консонанс, очень мягкий и веселый, поэтому активно используется музыкантами и композиторами всех жанров музыки. Записывается как б. 6.

Интервалы

Этот интервал легко запомнить по песням: «В лесу родилась елочка» (восходящая секста) и «Бьют часы на старой башне» (нисходящая).

Малая септима

Расстояние в 5 тонов между нотами дает нам малую септиму — интересный конфликтный интервал, который вызывает чувство тревожности и желание перейти в другую ноту. По этим признакам легко понять, что это диссонанс. Его принято записывать как м.7.

Интервалы

Из-за конфликтности интервала его не так просто найти в начале песен: на восходящий интервал нам вспоминается только танго La Cumparsita, которое звучало в мультфильме «Ну, погоди!», а на нисходящую — снова «В лесу родилась елочка», она звучит на словах «Мороз снежком укутывал».

Большая септима

Еще одним неприятным диссонансом является интервал большая септима — по дисгармоничности своего звучания он близок к малой секунде и тритону. Но если малая секунда «жалобная», а тритон «ноющий», то большая септима скорее кричащая и вызывающая. В музыкальной литературе она обозначается б. 7.

Интервалы

Для примера этого интервала нам удалось найти только «The Music Of The Night» Ллойда Уэббера с восходящей большой секстой и «Watermelon Man» Херби Хэнкока с нисходящей.

Октава

Последний интервал в линейке простых — это октава, повторение изначального звука на октаву выше или ниже. Это консонанс, который создает ощущение какого-то движения и грациозности. Октавы принято записывать как ч. 8.

Музыкальные интервалы

Примеров такого звучания очень много, но самый яркий и запоминающийся — «When you wish upon a star», музыка из заставок мультфильмов Disney.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
13.06.2022
7 гитаристов, подходящих для знакомства с джазовой гитарой

Хотите изучать джазовую гитару, но не знаете, с какой музыки начать? Подготовили для вас подборку из семи значимых гитаристов в истории джаза — берите любого, слушайте и изучайте!

06.06.2022
Игра на гитаре: ожидание и реальность

Новички редко осознают предстоящие масштабы, к чему готовиться, когда начинаешь заниматься гитарой. Одним это кажется слишком простым, другим наоборот слишком сложным. В результате гитара пылится на антресоли, потому что у человека ожидания не совпали с реальностью.

17.02.2021
Аккорд альма-матер Джимми Хендрикса

Редко кто из гитаристов не знает имени новатора, создавшего звук электрогитары таким, каким мы его слышим сегодня. Это имя известно не только профессионалам, но и новичкам, только осваивающим гитару. Человек, который филигранно владел инструментом, знал «волшебные» Аккорды. Джимми  с помощью звуков был способен развернуть вселенную для своего слушателя, погружая   в пучину хаоса или бесконечные потоки любви.