Прием бум-чик: как тренировать и модифицировать во что-то новое
20.10.2022

Прием бум-чик: как тренировать и модифицировать во что-то новое

Алексей Чесноков

Музыкант, фингерстайл-гитарист, автор статей в PimaLive

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Вы выучили новый интересный прием — бум-чик (он же трэвис-пикинг) и теперь используете его при каждой возможности.

Когда первая радость от освоения этой техники пройдет, вы почувствуете, что прием понемногу тянет вашу музыку в стили кантри или блюз, а также то, что долго играть только бум-чиком очень скучно. Поэтому надо двигаться дальше и искать способы, как разнообразить игру.

Наш любимый бум-чик — это база для создания и поиска новых, более интересных и сложных техник. Научим ему на онлайн-курсах игры на гитаре, подписывайтесь и получайте демо-доступ!

В этой статье мы собрали три классные идеи о том, как модифицировать этот прием, чтобы он стал более универсальным, а также принес в ваши партии больше музыкальности.

Все примеры рассмотрим на простой последовательности аккордов Em Am. Простым приемом бум-чик они обыгрываются так:

Бум-чик на гитаре

Если без проблем получается обыграть эти два аккорда — значит, время искать и пробовать что-то новое!

Идея 1: мелодический бас

Первая идея заключается в том, что мы отходим от классического бум-чиковского басового хода, который, по сути, повторяет стандартный ход контрабаса. Это звучит хорошо, но не привносит никакой мелодичности.

Вместо нот этого хода необходимо найти и вставить свои, которые образуют некую мелодию. Для этого нужно вспомним гамму ми минор на нижних струнах:

 

Бум-чик на гитаре

Поиграйте эти ноты и попробуйте из них создать небольшую мелодию на 4 ноты. Получилось? Тогда меняйте ноты баса на те, что нашли! Если не получилось придумать свою мелодию, попробуйте сыграть нашу, а затем немного ее поменять на свой вкус:

 Бум-чик на гитаре

Звучит намного мелодичнее!

Этот метод не требует долгих тренировок или изучения принципиально новых техник, этим он и хорош. Сохраняйте положение правой руки, как при игре стандартным бум-чиком приглушая басы.

Эта техника поможет в случаях, когда один аккорд играется очень долго (например, пару тактов). В таких случаях можно придумывать более сложные басовые партии, которые не заканчиваются в конце первого такта. И это можно усложнить, добавляя вместо удара по струнам новые ноты баса:

Бум-чик на гитаре

 

Идея 2: мелодические вставки вместо боя

Эта идея напрашивается сама собой, когда видишь игру мастеров фингерстайлат ипа Чета Аткинса или Томми Эммануэля. Но она совсем не так проста в освоении, как прием с мелодическим басом.

Основная проблема в том, что правой руке придется разделиться: большой палец будет все время играть басы, а остальные пальцы — мелодию.

В данном случае очень важно играть бас ровно и безошибочно, потому что он задает ритм и описывает гармонию для слушателя, и уже поверх него играть мелодические ноты.

Поэтому первостепенная задача — освоить басовый ход бум-чика до автоматизма, чтобы играть его, не задумываясь. Потому что больше внимания придется уделять мелодическим нотам.

Для подбора мелодии снова вспомним гамму ми минор, но уже на трех первых струнах:

Бум-чик на гитаре 

Как и с мелодическим басом, придумайте небольшую мелодию из этих нот. Теперь запишите на листе бумаги, нотах или табулатуре сначала расположение басовых нот, затем добавьте мелодические, и только после этого пробуйте играть. Очень важно сначала записать то, что придумали — сходу сыграть это будет сложно, а в процессе можно легко забыть мелодию. Если не получилось придумать свою, попробуйте сыграть нашу:

Бум-чик на гитаре

Даже с этим небольшим отрывком придется посидеть и потренироваться. Зато звучит он очень здорово — есть и мелодия, и басовая линия, и четкий ритм.

Освойте этот прием — и сможете играть такие вставки во время вступлений, соло или коды песен, когда не нужно петь, но играть обычные аккорды стало слишком банально и скучно. Это серьезно разовьет технику обеих рук и координацию, а также мелодический слух.

Идея 3: вольная импровизация

Технику бум-чик можно использовать и для того, чтобы отрабатывать гаммы или импровизировать.

Идея простая: большой палец играет по очереди две басовые ноты, которые задают гармонию и ритм, а остальные пальцы играют любые фразы из выученной гаммы.

Чтобы освободить левую руку от зажимания басов, перестройте гитару: подтяните пятую струну на тон вверх, чтобы она давала ноту си — теперь открытые шестая и пятая струны дают басы аккордов Em или Е.

Есть и другой вариант для тональности ре минор: опустить шестую струну на тон, чтобы получить строй drop D. Открытые шестая и пятая струна будут давать басы аккордов Dm и D.

Если вам нужны какие-то другие тональности — воспользуйтесь каподастром, чтобы повысить строй!

Независимо от выбранной тональности основной басовый ход будет выглядеть так:

Бум-чик на гитаре

Поиграйте его немного, чтобы большой палец привык к этому движению, и подберите комфортный темп. Левая рука свободна, поэтому можно добавлять пассажи из гамм:

Бум-чик на гитаре

Огромный плюс этой техники независимость левой руки: она не привязана ни к каким аккордам, ей можно играть гаммы или импровизацию по всему грифу.

Если сложно играть переменный бас и на это уходит много внимания, прием можно упростить: играйте ритмичный бас только на шестой струне. Звучит скучновато, но для этого не нужно перестраивать гитару, а левая рука будет свободна.

Удачной практики!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
12.09.2023
Мастерство в движении: развитие беглости у гитариста

Кто не представлял себя виртуозно «запиливающим» яркое роковое соло или бравурно играющим сложнейшее классическое произведение? Такие мечты вдохновляют нас взять в руки гитару и изучать музыку. И это прекрасно!

13.01.2023
Камерная музыка: когда появилась, кто и как ее исполнял

Понятие слова «камерный» в искусстве многозначно. Непонятна сама логика происхождения термина: если камерное кино снимают в камере или на камеру, то как быть с камерной музыкой?

Камерность в искусстве — это форма самоограничения творца, которая подразумевает небольшие размеры произведений и специфические условия их создания.

03.08.2022
Юмор в классической музыке: как и зачем шутили великие композиторы

Юмор в классической музыке встречается нередко: где-то скрыт в партитуре и технических тонкостях исполнения, где-то в самом настроении композиции, а в произведениях с вокалом (например, операх) часто кроется в тексте.