Поняв систему CAGED, вы сможете найти любой аккорд
09.05.2022

Поняв систему CAGED, вы сможете найти любой аккорд

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Одной из ключевых сторон игры на гитаре является аккомпанемент, и неважно, играете ли вы в музыкальной группе или просто любите петь под гитару. 

В этом направлении можно выделить две основные составляющие: ритм и расположения аккордов. Именно о системном подходе к расположениям аккордов, а также о том, как развить чувство ритма сегодня и поговорим.

Часто начинающие гитаристы пытаются запомнить множество различных аккордов от разных нот, и это естественно вызывает трудности. Клод Адриан Гельвеций однажды сказал: «Знание некоторых принципов легко заменяет незнание некоторых фактов»

Необязательно знать тысячи аккордов во всех тональностях. Достаточно понимать принципы, по которым аккорды строятся, тогда можно находить любые аккорды самостоятельно. 

В этой статье мы разберемся какие принципы построения аккордов существуют, как они складываются в систему и как этим пользоваться на практике.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Система CAGED

Многие слышали название CAGED System (Кейджд) — это система аппликатур построенная на аккордах в открытой позиции (с открытыми струнами). 

За основу взяты аккорды С (До-мажор), A (Ля-мажор), G (Соль-мажор), E (Ми-мажор) и D (Ре-мажор). Все это базовые аккорды даже для любителей. Но помимо знания этих аккордов как определенных застывших форм или положений пальцев (типа «клешня») очень важно понимать их внутреннее строение.

all-caged.png

Любой аккорд строится вокруг основной, стартовой ноты — тоники. Эта нота — номер один во всех смыслах, с нее мы начинаем отсчет ступеней в аккорде. Первый шаг к построению системы — разобраться, где находится тоника во всех аккордах CAGED. Соответственно в каждом аккорде будем искать ноты С — До, A — Ля, G — Соль, E – Ми, D – Ре.

Так мы увидим, что тоники находятся:

  • C – на 2 и 5 струнах;
  • A – на 5 и 3 струнах;
  • G – на 6, 3 и 1 струнах;
  • E – на 6,1 и 4 струнах;
  • D – на 4 и 2 струнах.

Понимать, где находится тоника в аккорде очень важно: именно это поможет строить новые аккорды от других нот.

Аккорды с баррэ

Далее нужно понять, что каждый из этих «базовых» аккордов может передвигаться по грифу с помощью баррэ. Для этого зажмите аккорд (например, А) без 1 пальца (2-3-4) передвиньте эту конструкцию на 1 лад вверх (со II на III лад) и возьмите первым пальцем баррэ на I ладу. Таким образом мы получаем аккорд A# или Bb.

cage-moved.png

Такой же алгоритм мы можем применить и к остальным аккордам. 

Конструкции аккордов с баррэ могут передвигаться вдоль всего грифа. И здесь нам понадобится знание тоник в аккордах, так как именно тоники помогут понять, что именно за аккорд мы зажимаем.

Если передвинете аккорд A (давайте называть это формой A, так как тональность уже другая) с помощью баррэ на III лад, то получите аккорд C, так как на месте тоники на 5 и 3 струнах будет нота До.

Так вы сыграли аккорд До мажор в форме Ля. Таким же образом можно сыграть этот аккорд и в других формах.

До в форме До: это и есть наш «базовый» аккорд С.

До в форме Ми: в форме Ми тоника находится на 6, 1 и 4 струне. До на 6 струне находится на VIII ладу, значит нужно двигать форму Ми с баррэ до VIII лада, и получим аккорд С в форме Ми.

До в форме Ре: в форме Ре тоника на 4 и 2 струнах, ищем До на 4 струне и находим на X ладу, сдвигаем форму Ре до Х лада и получаем аккорд До в форме Ре.

До в форме Соль: в форме Соль тоника на 6, 3 и 1 струнах, ищем До на 3 струне, находим на V ладу. С помощью барре сдвигаем форму Соль до V лада (да, это возможно!). Получаем аккорд С в форме Соль.

Любой аккорд на гитаре может быть сыгран в пяти различных формах с помощью этой методики. 

Не все из этих форм одинаково удобны для игры. Некоторые (как например Соль и До) при игре с баррэ могут вызвать определенные трудности и потребовать больше практики — приходите потренироваться на занятия гитарой. Освоив и поняв систему CAGED, вы сможете найти и сыграть практически любой аккорд и в любой тональности.

Например, вам нужно найти аккорд F# (Фа диез — мажор). Для начала найдем на грифе ноту Фа#. Искать будем в первую очередь на 6, 5 или 4 струнах. В данном случае нам больше подойдет 6 струна, нота Фа диез находится на II ладу. Использовать здесь мы будем форму Ми, так как тоника на 6 струне. Перемещаем форму Ми вдоль грифа, пока баррэ не окажется на II ладу — это и будет искомый аккорд F#.

Для успешного использования этой системы также потребуется знание нот на грифе и строения аккордов, так что обязательно изучайте основы теории и топологию грифа. Поверьте, трудно переоценить ценность этих знаний для гитариста, так что вооружитесь терпением, не торопитесь, и у вас обязательно всё получится. 

Удачи!


36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
14.02.2023
История гитарных «педалей»

С момента появления гитарного звукоусиления, изначально предназначенного для того, чтобы гитару было слышно в больших оркестрах, производители музыкального оборудования стали искать новые пути для реализации возможностей инструмента.

Сегодня мы заглянем в прошлое — познакомимся с историей возникновения гитарных «педалей» и разберемся, как они обрели мировую популярность и стали стандартом звучания.

19.01.2021
Как правильно заниматься на гитаре

Вопрос на самом деле серьезный. Стоит разделить занятия, т.е. самостоятельные уроки гитары и обычную игру. В первом случае, это нацеленность на результат, работа над проблемными вещами, стремление что-то сделать качественнее, профессиональнее. Во втором, игра на гитаре – это уже конечный продукт. Когда мы перед аудиторией показываем то, чего достигли или играем то, что уже умеем, для себя в качестве развлечения.

14.08.2024
Философия джазовой музыки: зачем изучать традиционный джаз

Изучение джазовых традиций, репертуара, истории и основных стилей невероятно важно сразу по нескольким причинам. Давайте разбираться.