Паук: как играть самое важное упражнение
10.01.2024

Паук: как играть самое важное упражнение

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

На начальном этапе обучения игре на гитаре очень важно заложить прочный фундамент правильной и уверенной техники исполнения. Игра на гитаре связанна с тренировкой нервной системы и мышц музыканта. В этом смысле она напоминает вид спорта, но с участием мелкой моторики.

Для развития и тренировки необходимых навыков и выносливости, как и в спорте, используют упражнения, которые должны занимать большую часть времени занятий новичка. Тренировки должны быть простыми, направлены на развитие определенного навыка и понятны начинающим.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Одним из самых распространенных и доступных являются простые хроматические упражнения, которые в простонародье носят название «паук». Разновидностей великое множество.

Упражнение "паук"

Такие упражнения способствуют формированию правильной постановки рук, тренируют необходимые для игры фундаментальные навыки. Но если подходить к нему как к чему-то легкому и несерьезному, это приведет к куче ошибок, а порой к развитию неправильных привычек в игре.

Сегодня мы разберем основные ступени при игре «паука», так как он действительно важен и будет сопровождать вас на протяжение всего пути занятий гитарой.

Не забываем, что мы можем концентрировать внимание и развивать всего один навык «за раз», не распыляем внимания, не торопимся и хорошо прорабатываем текущий навык. И только потом переходим от к следующему шагу.

Шаг №1: аппликатура

При игре этого упражнения мы тренируем использование всех четырех пальцев зажимающей руки. Каждый палец играет на своём ладу (в зависимости от выбранной позиции). Очень важно оставлять на грифе пальцы, которые уже «сыграли» свои ноты, не поднимать их.

Также необходимо прорабатывать и обратное движение от 4-го к 1-му пальцу. В этом случае сперва все 4 пальца ставим на гриф на свои будущие места, а затем, начиная с 4-го, поднимаем по одному.

На начальном этапе нельзя форсировать события и ускорять темп, играем медленно, четвертями или половинными. Для формирования правильной постановки обязательно держим поднятые пальцы над соответствующими ладами на минимальной высоте.

Шаг №2: координация

В звукоизвлечении участвуют две руки: одна прижимает струну, другая дергает. И от слаженности действий обеих рук зависит качество звука.

Во время игры упражнения обязательно обращайте внимание на синхронность постановки пальца на струну и щипка второй рукой. Важно производить оба эти действия одновременно! Чтобы почувствовать различные варианты и найти оптимальный, попробуйте поэкспериментировать и ставить палец чуть раньше или позже щипка.

Шаг №3: легато

При игре подобных упражнений и гамм нужно добиваться непрерывности звука, то есть смена нот и пальцев должна происходить мгновенно.

Попробуйте менять ноты так же быстро, как вы моргаете! Дело в том, что извлечение звука в медленных и быстрых темпах не отличается по времени. Игра в медленном темпе, например, не подразумевает вялой и длинной атаки. Ставить пальцы и дергать нужно так же четко и быстро, как и в подвижном темпе, только реже.

Существует слитное (легато) и отрывистое (стаккато) исполнение. В первую очередь следует стремиться к игре легато, то есть извлекать ноты максимально быстро и исключать любые паузы между звуками. Это даст в дальнейшем возможность свободно варьировать длительность нот. Игра легато требует хорошей проработки предыдущего навыка синхронности рук! НЕ форсируйте темп! Именно в медленном темпе можно хорошо проработать навык легато. Если возникают сложности с синхронизацией, вернитесь на предыдущий шаг.

Шаг №4: посадка и постановка

На этом этапе мы уже освоили основные внешние навыки, используемые в этом упражнении. И теперь пора как бы пойти на второй круг, но уже в ином режиме. Речь про непрерывные упражнения.

Нужно довести упражнение до автоматизма, а затем перенести все внимание на свое внутреннее состояние. Сканируйте свое тело на предмет зажимов, не останавливая игры. Для начала можно оставаться на одной струне или даже на одной ноте. Добейтесь комфортного, спокойного и устойчивого внутреннего состояния, и через некоторое время вы сможете перенести его на всё, что играете.

Ну а если самостоятельно тяжело найти точку напряжения или добиться медленной спокойной игры, записывайтесь на курсы игры на гитаре – обратитесь к нашим преподавателям. Они помогут обратить внимание на проблемные места и быстро их устранить!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
13.01.2023
Камерная музыка: когда появилась, кто и как ее исполнял

Понятие слова «камерный» в искусстве многозначно. Непонятна сама логика происхождения термина: если камерное кино снимают в камере или на камеру, то как быть с камерной музыкой?

Камерность в искусстве — это форма самоограничения творца, которая подразумевает небольшие размеры произведений и специфические условия их создания.

03.10.2024
Расположения аккордов

Гитара — один из тех инструментов, на котором легко освоить начальный уровень игры, но затем, чтобы сделать следующий шаг, приходится прилагать очень много усилий. Это связанно с особенностями системы расположения нот на грифе и визуально неявными связями между нотами.

20.11.2024
Ритм-гитара: история, техника и секреты звучания в джазе

Именно ритм-секция была сердцем любого оркестра. Она включала барабаны, контрабас, фортепиано и обязательно гитару. Вот тогда-то и появился всем известный термин «ритм-гитара», который мы так часто используем сегодня.