От ламп до педалей: эволюция эффекта дисторшн в рок-музыке
17.09.2024

От ламп до педалей: эволюция эффекта дисторшн в рок-музыке

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по "Теории музыки для гитариста" и "Джазовой гитаре" на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Если вы играете на гитаре, самый популярный в истории эффект – это овердрайв или его разновидности (дисторшн и фузз). Используют его абсолютно в любом стиле. Независимо от ваших музыкальных пристрастий, вы легко можете услышать характерный рычащий звук практически в каждой песне на радио. Исключение, наверное, только классическая музыка, где и по сей день предпочтение отдают чистому звуку.

Однако несколько десятилетий назад, когда правила нового звучания в поп-музыке только формировались, найти такой перегруженный звук было весьма непросто. Сейчас в эпоху доступности любого оборудования нам сложно представить те трудности, которые испытывали музыканты в середине XX века в поисках нового звучания.

Давайте же вместе погрузимся в историю великих музыкальных открытий и проследим путь создания эффекта, навсегда изменившего облик современной музыки.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

История приема

Эффекты дисторшн и овердрайв получаются путем увеличения коэффициента усиления электрических музыкальных инструментов (чаще всего электрогитар), что в и приводит к знакомому рычащему звуку.

До изобретения специальных транзисторных микросхем, реализующих этот эффект, было много естественных способов добиться его. Например, использование лампового усилителя на громкости намного выше обычного уровня — этот способ и по сей день используют некоторые артисты.

И хоть такой способ эксплуатации усилителя инженеры всегда считали неправильным, он набрал популярность в 40-50 годы, когда практически каждый искал способ добиться нового звучания.

Кроме использования громкости, гораздо выше нормальной, существуют и другие способы добиться эффекта «дисторшн». Они связаны с механическими повреждениями усилителя (чаще всего динамика).

В конце 40-х готов некоторые гитаристы (Robert Junior Barnard, Buddy Guy, Elmore James) стали экспериментировать со звукоснимателями типа хамбакер и использовать на своих гитарах звукосниматели от гавайских стил-гитар, которые давали более жирный и плотный звук.

>>Послушайте

Но первая запись гитары с эффектом дисторшн была сделана совершенно случайно. В 1951 году Ike Turner and the Kings of Rhythm записывали композицию под «Rocket 88». Гитарист Willie Kizart играл на ламповом усилителе, случайно поврежденном при транспортировке. Несмотря на то что звук получился весьма «грязным», многие позже пытались специально повредить свои усилители в поисках подобного эффекта.

>>Послушайте

В 1961 году Grady Martin случайно получил фуззированый звук из-за использования на записи неисправного предусилителя. Позже в этом же году он повторно использовал тот же прибор для записи своей инструментальной композиции под названием “The Fuzz.” Таким образом он стал одним из первых гитаристов, использовавших фузз-эффект.

>>Послушайте

Спустя годы поисков и повреждения оборудования, случайных или запланированных находок, в 1962 году, компания Гибсон выпустила на рынок Maestro FZ-1 Fuzz-Tone — первое массовое устройство для создания эффекта «дисторшн». Однако на старте продажи были далеко не впечатляющими. Многие гитаристы продолжали экспериментировать с повреждением усилителей.

Одним из таких был и гитарист группы The Kinks Dave Davies. Однажды он пришел на студию, поругавшись со своей подругой, и в сердцах порезал бритвой воронку динамика на своем усилителе. Этот усилитель был использован в 1964 году при записи композиции «You Really Got Me», ставшей невероятно популярна и открывшей путь развитию «тяжелой» музыки.

>>Послушайте

Новая педаль от Гибсон (Maestro FZ-1 Fuzz-Tone) стала по-настоящему популярна только в 1965 году, после того как Keith Richards из The Rolling Stones использовал ее для записи всемирно известной песни «(I Can't Get No) Satisfaction». Изначально Ричардс планировал включит в аранжировку риф на духовых инструментах, но затем (к великой радости компании) Гибсон решил остановиться на звуке гитары с эффектом «фузз».

>>Послушайте

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
14.09.2022
Транспортировка гитары: особенности перевозки инструмента в автобусе, авто, самолете

Процесс транспортировки может быть не таким простым, как кажется, особенно если дело касается перелетов или долгих путешествий. Ведь состояние инструмента по прибытии в место назначения может оказаться плачевным.

К счастью, даже к самой сложной перевозке можно подготовиться и перевезти гитару в целости. Поверьте, повышенные затраты точно будут меньше, чем ремонт инструмента или покупка нового.

10.01.2024
Паук: как играть самое важное упражнение

На начальном этапе обучения игре на гитаре очень важно заложить прочный фундамент правильной и уверенной техники исполнения. Игра на гитаре связанна с тренировкой нервной системы и мышц музыканта. В этом смысле она напоминает вид спорта, но с участием мелкой моторики.

09.05.2022
Поняв систему CAGED, вы сможете найти любой аккорд

Одной из ключевых сторон игры на гитаре является аккомпанемент, и не важно играете ли вы в музыкальной группе, или просто любите петь под гитару. В этом направлении можно выделить две основные составляющие — ритм и расположения аккордов. Именно о системном подходе к расположениям аккордов сегодня и поговорим.