Ногти для гитариста: в чем их сакральный смысл, как они влияют на звук и как привести их в нужную форму
22.06.2022

Ногти для гитариста: в чем их сакральный смысл, как они влияют на звук и как привести их в нужную форму

Сергей Воронин

Преподаватель гитары, музыкант, автор статей в PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Когда человек серьёзно увлекается гитарой (в первую очередь инструментальным исполнением), вскоре замечает нестандартную длину ногтей у некоторых музыкантов.

Зачем, почему и всем ли это обязательно нужно — обо всём этом в сегодняшнем материале.

Спойлер: среди классических гитаристов (если они занимаются серьёзно) ногти для звукоизвлечения нужны абсолютно всем. А среди поклонников акустической гитары в этом нет острой необходимости.

История ногтей в гитарной музыке

Когда люди впервые начали играть на гитаре с помощью ногтей? Всё началось с Андреса Сеговии (1893-1987) — одного из отцов современной академической гитары. Речь о первой половине XX века.

Зачем гитаристу нужны ногти

Считается, что именно Сеговия первым популиризировал звукоизвлечение с помощью ногтей. До него была распространена школа Франсиско Тарреги (1852-1909).

Ногти гитариста

Последователи традиционной школы Тарреги играли без ногтей — только подушечками пальцев.

В начале творческой активности Сеговии между ним (и его последователями) и представителями более традиционной школы Тарреги были серьёзные споры о том, как лучше играть (с ногтями и только подушечками пальцев).

Между этими двумя типами звукоизвлечения есть существенная разница. Последователи подушечкового звукоизвлечения утверждали, что их звук более мягкий, певучий и «естественный». По их мнению, ногтевое звукоизвлечение даёт более грубый и резкий звук.

Наши лучше уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Главное же открытие и важная фундаментальная особенность ногтевого звукоизвлечения — это гораздо более громкий звук, позволяющий получить высокое качество звучания в больших залах.

Сеговия - первый гитарист, собирающий концертные залы
На фото: «Публика знаменитой «Ла Скалы» приветствуют Андреса Сеговию (сезон 1970-1971 гг.)».

В подтверждение этого — фото выше: Сеговия в знаменитом миланском оперном театре «Ла Ска́ла» («Teatro alla Scala»), рассчитанным на более чем 2000 зрителей. И — никаких микрофонов! Только живой звук.

Это интересно:  ни до, ни после Сеговии в «Ла Скале» никогда больше классическая гитара не звучала сольно.

Это большое мастерство и огромный вызов — сыграть на одной гитаре так, чтобы это было слышно такому огромному залу. И тут дело не только в наличии ногтей, здесь целый комплекс нужных умений, важнейшее из которых — правильное звукоизвлечение.

Со временем все профессиональные классические гитаристы стали играть только ногтями. И «партия» Сеговии победила полноценно.

Что дают музыканту правильные ногти

Громкость — это, конечно, хорошо. А как насчёт других характеристик звука?

На наш (современный) взгляд, звукоизвлечение с помощью ногтей делает звук более качественным не только по части громкости. С ногтями звук становится:

  • более плотным,
  • глубоким,
  • объёмным,
  • более сформированным.

Плотное ногтевое звукоизвлечение позволяет в полной мере раскрыть звуковой потенциал самой гитары, чем даёт больше выразительных возможностей при исполнении музыки разных стилей.

При умелом подходе звук может быть не только громким, но и певучим, мягким, тёплым, а если нужно — очень тихим и одновременно четким.

Как происходит ногтевое звукоизвлечение?

Для другого звучания достаточно 2 мм дополнительной длины ногтевой пластины. Размер может варьироваться в зависимости от предпочтений музыканта.

Как ноготь меняет звучание гитары

Когда говорят «ногтевое звукоизвлечение», не исключают использование подушечки пальца во время игры. В самом начале струна касается именно подушечки, затем — мягко соскальзывает с неё на ноготь. И только потом, соскальзывая с ногтя, струна свободно колеблется, воспроизводя характерный звук.

За счёт характерной плотности ногтя звук получается ясным и громким.

Одинаково ли нужны ногти классическим и акустическим музыкантам?

Ногти служат той же цели, что и медиатор. Говорят, что ногти для классического гитариста — как смычок для скрипача.

Но если классическим профессиональным музыкантам ногти нужны всегда, то их значение для акустических музыкантов спорное.

У акустиков (мы имеем в виду тех, что исполняют инструментальную гитарную музыку — грубо говоря, фингерстайл-гитаристов) ценность ногтя примерно 50/50: часть использует их для усиления игры, часть — нет.

Например, Tommy Emmanuel, Adam Rafferty играют без ногтей, а Andy Mckee, Александр Мисько — с ногтями.

Концертирующие фингерстайл-гитаристы, играющие на акустических (с металлическими струнами) гитарах всегда подключают инструменты к аппаратуре. За счет регулировок на технике они могут выставить любой (в том числе и очень большой) уровень громкости. И для этого совсем не обязательно играть сильно и использовать ногти.

Некоторых акустических гитаристов устраивает тембр их звука только за счёт подушечек пальцев, остальное в звуке можно «нарулить». И с уходом за ногтями меньше заморочек.

Другим акустическим гитаристам нравится дополнительные возможности, которые дают ногти. Если добавить ноготь в определённых музыкальных фрагментах, можно получить активное, рок-н-ролльное звучание с характерным для медиатора тоном и атакой.

Необходимость ногтей во многом упирается в то, в каком стиле (или манере) играет конкретный музыкант.

Для того, как играет и чувствует музыку Томми Эммануэль, ногти совсем не обязательны. То же касается и Шейна Хеннесси (Shane Hennessy).

А вот для стиля и манеры игры Andy Mckee и Александра Мисько ногти — обязательное техническое средство.

Ногти гитариста

Как привести ногти в порядок

Отдельная проблема гитаристов - стачивание ногтей.

При активной практике ногти быстро стачиваются даже на струнах из нейлона — материала, изначально несильно воздействующего на ногти.

Металлические струны стачивают ногти в несколько раз сильнее и быстрее, чем нейлоновые.

Однако на скорость стачивания влияет не только материал струны, но и природная крепость. Если с этим не повезло, гитаристы могут использовать хитрые приемы по укреплению ногтевой пластины.

Маникюрные пилочки разной зернистости, укрепляющие лаки, акриловый гель, пудра — всё это могут хорошо знать и использовать фингерстайл-гитаристы любого пола и возраста, чтобы при оптимальной для них длине извлекать из инструмента звук нужной интенсивности и громкости.

Разная длина, форма, частота подпиливания, толщина ногтевой пластины – все это и другие нюансы оказывают влияние на тонкости игры, о которых можно разговаривать вечно.

Мы упоминаем лишь самые важные моменты, о которых следует знать до экспериментов с ногтями.

Обратите внимание на форму ногтя. Очень важно сделать закруглёнными края ногтей (у пальцев i и m — особенно левая сторона, у пальца a — особенно правая, если смотреть с тыльной стороны ладони). Обработайте несколько угловатые окончания ногтя (так называемые «точки (в)роста»), т.к. звукоизвлечение часто может происходить близко к этой части пальца.

Выступающие части могут привести к поломке ногтя и травме области пальца под пластиной. Неправильный уход за ногтями – одна из частых ошибок начинающих гитаристов.

Пилочка – хорошая идея того, что можно подарить гитаристу, если он хочет поэкспериментировать со звуком. Только обязательно покупайте целый набор с разной зернистостью.

Первоначальную заточку следует производить относительно грубой металлической пилочкой.

Пилочка для ногтей

Затем обработайте пилочкой, в которой есть 3-4 более мягкие поверхности (идущие от более жёсткой к более мягкой).

Уход за ногтями гитариста 

Завершает обработку ногтей самая деликатная из поверхностей пилочки.

Уход за ногтями гитариста

Основная цель у гитариста в постепенной обработке ногтя убрать даже малейшие шероховатости и сделать его максимально ровным и гладким (особенно та часть, которая касается струны) — так звук будет максимально чистым и красивым.

Особенно это касается классических гитаристов, которые чаще выступают живым либо полностью акустическим звуком в небольших залах. Для них сам звук (его ровность и «круглость») — это если не фетиш, то важнейшая тема и мир, где нужно по максимуму использовать все возможные средства для его лучшей реализации.

Итоги

В акустической гитаре можно экспериментировать — пробовать играть без и с ногтями, в зависимости от ваших ожиданий от звука.

А вот в гитаре классической всё однозначно — однажды вступив на путь звукоизвлечения с помощью ногтей, уже почти невозможно вернуться назад (без ногтей звук будет казаться слишком «пресным»).

В этой теме можно экспериментировать, пробовать, искать и находить свой индивидуальный вариант — это увлекательный процесс. Главное, чтобы это средство помогало реализовывать вам главную цель — исполнять музыку качественно. А чтобы делать это профессионально, можно пройти бесплатные занятия игры на гитаре.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
19.01.2021
Частые ошибки начинающих гитаристов

Хотелось бы затронуть тему, которая будет интересна, в первую очередь новичкам. Тем, кто совсем недавно начал обучение музыке но уже научился брать первые аккорды на гитаре, играть не самые сложные произведения.

07.04.2021
С чего начинается импровизация?

Прежде всего, стоит сказать, представленная в данной статье информация является вводной. Для действительно качественного овладения навыком импровизации потребуется курс у хорошего педагога, так как тонкостей и нюансов бесконечное множество.

01.03.2021
Трезвучия. С чем их едят?

Музыка, как известно, это универсальный язык, способный передать слушателям всю палитру эмоций произведения. Именно этим языком разговаривает автор, закладывая свои уникальные идеи, структурно сочетая тембры, ноты, ритмы, слова и т.д. Но, что же такое трезвучие в музыке? Разберем эту тему поподробнее.