Никколо Паганини: музыкальный виртуоз и его вклад в гитарное искусство

Никколо Паганини: музыкальный виртуоз и его вклад в гитарное искусство

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

При обучении игре на музыкальном инструменте важно не только изучать само мастерство овладения инструментом, но и исследовать историю его появления и развития. Вот почему в каждом музыкальном заведении всегда есть курс истории музыки.

Развитие любой области ремесла связано с появлением ярких и самобытных талантливых личностей — исполнителей, композиторов, педагогов, изготовителей инструментов. Именно эти люди, используя свою жизненную энергию, двигают искусство вперед.

Одним из таких волшебных персонажей в истории музыки был Никколо Паганини. Но причем здесь гитара, спросите вы? Ведь имя этого музыканта звучит в контексте скрипичной музыки.

Действительно, Паганини был известным скрипачом-виртуозом. Но оказалось, он не менее виртуозно владел гитарой и даже писал для нее произведения, которые до сих пор часто исполняются концертирующими гитаристами. Но обо всём по порядку…

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Вклад итальянцев

Первой эпохой расцвета классической гитары был период с конца XVIII до середины XIX века. Он совпадает с расцветом инструментализма в целом, появлением виртуозов, раскрывших технические и выразительные возможности своих инструментов — скрипки, виолончели, фортепиано и гитары.

Помимо исполнительского искусства развивалась и композиторская деятельность. В то время гитара часто встречалась в составе малых ансамблей, дуэтов, трио, для которых и писались множество произведений.

Самый весомый вклад в развитие ансамблевой гитарной литературы внесли итальянцы. Имена Боккерини и Диабелли хорошо известны всем исполнителям на классической гитаре. Но к числу основателей оригинальной литературы для гитарных ансамблей относится и Никколо Паганини, «яркий представитель виртуозности в европейской музыке» и «первый среди итальянских композиторов» (по словам Шумана).

Никколо-гитарист

Мальчика познакомил с гитарой в детстве его отец, который любительски играл на гитаре и мандолине.

Один из скрипичных учителей юного Никколо отлично владел гитарой и часто ему аккомпанировал. Одновременное владение скрипкой и гитарой в то время не было чем-то необычным, эти два инструмента как бы дополняли друг друга.

По собственному признанию Паганини, гитара помогала ему импровизировать и пробуждала творческую фантазию.

В зрелом возрасте Никколо как гитарист не выступал на концертах, но с гитарой не расставался всю жизнь и даже посвятил три года освоению гитарной техники.

Современники писали, что он владел гитарой так же хорошо, как и скрипкой. Музицируя в домашней обстановке, Паганини часто попеременно играл то на одном, то на другом инструменте. Он считал возможным исполнять на гитаре все, что играют на скрипке.

Влияние гитары на скрипичное творчество Паганини

Владение скрипкой и гитарой отразилось в сочинениях Паганини. Многие приемы игры он переносил с одного инструмента на другой, что способствовало формированию особой, неповторимой техники.

Именно благодаря такому взаимному проникновению на скрипке появились приемы игры двойных флажолетов, аккордов игры пиццикато и многие другие. На гитаре же он развивал приемы легато, игру арпеджио и свободное перемещение по грифу.

Кстати, необыкновенные физиологические особенности Паганини сильно помогали в освоении игры на обоих инструментах. Современники отмечали невероятную гибкость, растяжимость и независимость его пальцев, что сказалось на появлении необычных аппликатур как на скрипке, так и на гитаре.

Гитарное композиторское наследие Паганини насчитывает:

  • 140 пьес для гитары соло, 

  • 2 сонаты для гитары и скрипки, 

  • множество дуэтов для скрипки и гитары, 

  • 4 трио и 21 квартет для смычковых с участием гитары. 

Все сольные пьесы для гитары — это миниатюры, не требующие особого мастерства для исполнения. Многие из них написаны в форме танцев той эпохи — менуэта, вальса и других.

Обязательно обратитесь к творчеству Никколо Паганини, если как раз ищете несложное произведение для изучения. Вы откроете удивительную музыку. А прочувствовать ее каждой клеточкой своего тела и уж тем более научиться так же чувственно играть вам помогут на курсах игры на гитаре от школы PimaSCHOOL!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
21.11.2023
Легенды блюза: знакомимся с Робертом Джонсоном

В истории западной музыки существует множество легенд, некоторые из них правдивые, другие нет. История, связанная с невероятным блюзовым певцом Робертом Джонсоном, вот уже более ста лет поражает воображение музыкантов по всему миру! По мотивам этой легенды снимали киноленты и писали песни, рассказывали страшилки и вдохновлялись на свершения.

04.06.2022
Страх красной кнопки: что это за состояние гитариста и как его побороть

Страх красной кнопки (речь про кнопку «Record») — давний «знакомый» любого музыканта. Что это за состояние и почему оно возникает? Рассказываем, откуда ноги растут и как побороть давнего врага.

20.10.2022
Прием бум-чик: как тренировать и модифицировать во что-то новое

Вы выучили новый интересный прием — бум-чик (он же трэвис-пикинг) и теперь используете его при каждой возможности.

Когда первая радость от освоения этой техники пройдет, вы почувствуете, что прием понемногу тянет вашу музыку в стили кантри или блюз, а также то, что долго играть только бум-чиком очень скучно. Поэтому надо двигаться дальше и искать способы, как разнообразить игру.