Немузыкальные предметы в музыке: когда дрели, бензопилы и электронные шумы могут звучать красиво

Немузыкальные предметы в музыке: когда дрели, бензопилы и электронные шумы могут звучать красиво

Алексей Чесноков

Музыкант, фингерстайл-гитарист, автор статей в PimaLive

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Мы не собираемся рассказывать, как и почему люди решили использовать такие звуки в музыке. Мы расскажем о том, как немузыкальные звуки меняют общий характер и смысл композиции, что привносят в музыку и как их использовать.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Отличие музыкальных звуков от немузыкальных

На курсе музыкальной теории вполне логично делят звуки на музыкальные и немузыкальные:

  1. Музыкальные звуки — это соответствующие какой-либо ноте звуковые колебания, у которых можно измерить высотность.
  2. Немузыкальные звуки не имеют определенного тона и высоты.

Из этого определения может создаться впечатление, что как минимум академическая музыка полностью отвергает использование немузыкальных звуков. Но это не так: когда-то давно немузыкальными считались вполне привычные сейчас придыхательные тона, лязг смычка или ногтя о струны и использование необычных инструментов. И об этом вы тоже узнаете от наших преподавателей курса теории музыки.

Когда музыканты стали использовать немузыкальные средства

Широко использовать немузыкальные звуки начали композиторы первой половины ХХ века, вдохновленные индустриализацией.

Самыми яркими представителями этого течения являются композиторы Арсений Авраамов и Луиджи Руссоло — экспериментаторы, значительно опередившие свое время. Слушая Симфонию автомобильных гудков или Canzone Rumorista трудно поверить, что они написаны в 20-е годы.

Новый всплеск популярности шумовой музыки случается в конце 60-х, и к концу 70-х появляются два радикальных стиля музыки — индастриал и нойз. Их популярность приводит к тому, что музыканты и других стилей начинают искать немузыкальные методы и художественные приемы для раскрытия своих творческих идей — например, The Beatles.

Собрали для вас несколько хитрых приемов, как можно использовать немузыкальные звуки для большей выразительности музыки.

Ритм-секция

Самая очевидная идея, которая приходит на ум — вместо или вместе с ритм-секцией. И несмотря на очевидность этой идеи, она работает очень хорошо: необычная партия ударных часто является запоминающейся фишкой песни, выделяет ее из сотен подобных, а также создает особое настроение композиции.

Самым ярким примером стала нашумевшая песня группы Queen We will rock you. Была бы она такой классной, если бы партию ударных исполнили на обычных барабанах? сомневаемся!

Зачастую ударные воспринимаются как фоновый звук, на котором слушатель не заостряет внимание. «Немузыкальными» ударными легко привлечь внимание к партии ритма и даже поставить ее в один ряд с мелодией, если это нужно. Например: композиции I can`t dance и Going up, в которых партия необычных ударных перекликается с другими инструментами и создает еще один мелодический «слой». Это очень интересно слушать!

Музыканты 80-х нашли крайне эффектный и узнаваемый прием: использование немузыкальных звуков во вступлениях, перебивках и кодах. Как тут не вспомнить песни People are people и Tainted love, которые запоминаются именно благодаря классным необычным вступлениям.

Мелодия и соло

Вторая идея использования немузыкальных звуков — для самой мелодии или соло. Это непросто: у немузыкальных звуков нет высотности, поэтому непонятно, как их «организовать» в музыкальную фразу. Однако если решить эту задачу, вы получите очень необычное, неповторимое и глубокое соло!

Интересно решила эту задачу хард-рок группа Jackyl, которая использовала как солирующий инструмент… бензопилу. Оказалось, ее звук отлично сочетается с перегруженными гитарами, она стала отличным элементом шоу на живых выступлениях и добавила эмоциональности соло!

Такие же позитивные эмоции дарит и партия на печатной машинке, которая поддерживает основную мелодию оркестра. Стоит ли говорить, что эта пьеса без печатной машинки растеряет весь свой юмор?

Истинными мастерами создания мелодий из немузыкальных звуков являются представители стиля индастриал. Послушайте, например, соло на металлических запчастях (начинается с 5:45) от группы Einsturzende Neubauten. Своей красотой и мелодичностью оно отлично вписывается в брутальность песни и, без преувеличений, стало уникальным и неповторимым!

Перкуссия

Третий вариант — использовать шумы как ситуативную перкуссию. И это замечательно работает: необычные звуки очень оживляют композицию.

Тут важно оговориться: мы говорим именно о ситуационном и точечном использовании умеренных шумов. Построение музыки вокруг шумов и использование дискомфортных звуков превратит ее в нойз — весьма специфический стиль.

Самым известными примерами оживления композиции за счет шумов являются песни Another one bites to dust и Owner of a lonely heart. Обратите внимание на то, что обилие используемых шумов не превращает эти песни в авангардное искусство, они легко воспринимаются и неискушенным слушателем. Здесь важны два фактора: качество музыкального материала самой песни и грамотная расстановка шумовых вставок. Тогда они будут звучать органично и добавлять композиции немного чудаковатого шарма.

Итак, шумим?

Идея использования немузыкальных звуков в музыке прошла огромный путь от глубин авангарда до использования в специфических жанрах, а затем и повсеместного использования. Ее основное предназначение — внесение разнообразия в звучание.

Созданная из немузыкальных звуков партия ударных притягивает внимание, часто дает музыке более брутальный характер. Мелодия и соло из немузыкальных звуков звучат оригинально и глубоко, часто выходя за пределы 14 нот и тонового их разделения. Использование шумов как перкуссии добавляет необычности в звучание, выделяет песню.

Использование шумов и немузыкальных звуков расширяет возможности творчества и самовыражения до бесконечности. Поэтому желаем вам удачных экспериментов и новых открытий на этом поприще!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
29.08.2022
5 джазовых стандартов, которые помогут глубже постичь этот стиль

Джаз — удивительная музыка, в основе которой импровизация, переосмысление и поиск нового звучания. Джаз — поле для самых разных и смелых экспериментов, в котором каждая из идей может найти применение.

18.12.2018
Перекресток 1986 - почему гитаристу нужно посмотреть этот фильм

Мотивация великая вещь, в любом увлеченном человеке она поддерживает идею, дает стимул. Музыканты в этом смысле не исключение, ведь в большинстве случаев люди начинают заниматься музыкой стремясь стать похожими на своих кумиров.

01.05.2022
Знаменитые гитаристы-самоучки

Есть среди гитаристов-виртуозов такие имена, которые знакомы людям даже весьма далеким от музыкального мира. Многие из гениев гитары осваивали инструмент самостоятельно, не штудировали учебники, не брали уроки гитары у репетиторов.

В этой статье расскажем лишь о нескольких культовых личностях, проходивших обучение музыке самостоятельно.