Натуральные лады: лидийский, миксолидийский и другие мудрёные музыкальные лады

Натуральные лады: лидийский, миксолидийский и другие мудрёные музыкальные лады

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

При сочинении музыки и импровизации мы сталкиваемся с системой натуральных ладов, которая вызывает много вопросов у начинающих музыкантов и даже в курсе теории музыкальных училищ занимает недостаточно места.

Интересно, что в курсе гармонии Бостонского колледжа Беркли натуральные лады разбираются в самом начале обучения как основу основ мелодического мышления.

Давайте вместе разберемся, что такое натуральные лады и как можно их использовать.

Натуральные лады: что это?

В настоящее время наиболее распространенным способом организации музыкальной ткани является гомофонно-гармонический склад. Это значит, что мы можем наблюдать четкое разделение мелодии и аккомпанемента в виде аккордов с басом.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

В основе такой организации лежит четкое соответствие музыкальной вертикали (аккорда) и музыкальной горизонтали (гамма, лад). Каждому аккорду в музыке соответствует определенная гамма и наоборот. Здесь и появляется необходимость в ладах, так как натурального мажора и минора недостаточно для покрытия всего разнообразия аккордов.

Сперва давайте разберемся со страшным названием «лад». На самом деле это иное название гаммы и ничего более.

Два самых известных лада — это мажорный лад и минорный лад. Речь о системе звуков, которые следуют друг за другом в пределах октавы. В этой системе существует главный звук — тоника. Главное свойство лада, отличающее его от всех остальных — система интервалов между его ступенями. В натуральном мажоре она представлена в виде «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон».

Чтобы понять, что такое натуральные лады, вспомним о существовании параллельных тональностей (или ладов).

Параллельными называются лады, состоящие из одинаковых звуков (например, до мажорный лад и ля минорный лад), как следствие они имеют одинаковые ключевые знаки. При этом натуральный мажор является главным, а минор образуется от него, когда мы начинаем играть те же ноты от VI ступени. VI ступень мажора становится I ступенью параллельного минора. Далее мы используем и остальные ноты мажора по порядку. 


Параллельные тональности

То же самое можно сделать и для других ступеней мажора. Например, построить гамму от II ступени До мажора — это будет нота Ре. Как и в случае с Ля минором, Ре становиться новой тоникой, то есть II = I, и далее мы также используем ноты до мажора по порядку. 

Дорийский лад

Таким образом мы получаем новый лад, параллельный До мажору, так как оба они состоят из одинаковых нот. По структуре (последовательности интервалов) лад не совпадает ни с натуральным мажором, ни с натуральным минором и имеет свое название — Дорийский лад. Давайте познакомимся с его структурой. Первым делом определяем наклонение: мажорное или минорное? Для этого смотрим на третью ступень, в данном случае это bIII ступень, что указывает на минорный лад.

Обратите внимание: ступени всегда нумеруются относительно одноименного мажора. Далее смотрим остальные ступени и видим, что Ре дорийский также имеет VI ступень вместо bVI в натуральном мажоре. То есть его шестая ступень повышена относительно натурального минора.

Такую же процедуру можно провести и для других ступеней мажора:

  1. От III ступени будет строиться Фригийский лад — минор с bII ступенью.
  2. От IV ступени Лидийский лад — мажор с #IV ступенью.
  3. От V ступени Миксолидийский — мажор с bVII ступенью.
  4. От VI ступени Натуральный минор или Эолийский лад.
  5. От VII ступени Локрийский лад — уменьшенный лад с bII и bV ступенями.
Натуральные лады

Обратите внимание на расположение полутонов в новых ладах. Именно это определяет их особенность и уникальное звучание. Мажор, от которого мы образуем лады (в том числе и натуральный минор), называется родительской гаммой.

Хорошая новость для гитаристов: поскольку все натуральные лады параллельны натуральному мажору (состоят из его нот), то, зная аппликатуру мажора, мы уже можем сыграть и все остальные лады! Например, если вызнаете гамму до мажор в открытой позиции с тоникой на пятой струне, просто попробуйте играть ее от ноты Ре до ноты Ре под аккомпанемент Ре минорного септаккорда или под минус «ре дорийский». Так можно сделать с любой аппликатурой мажора, например, с гаммами Сеговии.

Если хотите более подробно и системно разобраться в теории музыки и подготовить себя к сочинительству или импровизации, ждем вас на курсе теории для гитары: здесь вы сможете заложить прочный фундамент своих теоретических знаний и практических навыков.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
18.11.2022
50 оттенков доминантсептаккорда

Заметным представителем доминантовой функции является доминантсептаккорд — один из самых часто встречающихся аккордов в современной гармонии и потому требующий повышенного внимания.

Давайте разберемся, как он строится, почему так важен и какие краски добавляет композиции.

10.06.2022
Агустин Барриос — самобытный композитор, артист и главный индеец классической гитары

Насколько Барриос яркий композитор, настолько яркой и необычной была его жизнь и творческий путь. Именно о его удивительном творческом пути хочется рассказать.