Музыка времени: тайны и открытия импрессионизма

Музыка времени: тайны и открытия импрессионизма

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по "Теории музыки для гитариста" и "Джазовой гитаре" на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Продолжая разговор о периодизации музыкальной истории, абсолютно невозможно пройти мимо одного из самых ярких течений в культуре западной Европы на стыке XIX и XX веков.

Импрессионизм в музыке возник как продолжение течения, сформировавшегося в изобразительном искусстве чуть ранее, в середине XIX столетия. Ему характерны концентрация внимания на эмоциональности, звуковых контрастах, использование аккордов в качестве «оттенков», а не в рамках привычных гармонических последовательностей.

Сегодня мы обсудим это интересное направление в музыке, его особенности и приемы. Вспомним наиболее влиятельных композиторов этого периода и проследим их влияние на современную музыкальную культуру.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Как появился музыкальный импрессионизм

Термин «импрессионизм» позаимствовали в изобразительном искусстве, где он появился благодаря названию картины одного из основоположников стиля — Клода Моне «Impression, Sunrise», что означает «Впечатление. Восходящее солнце».

Художники этого стиля часто пренебрегали «классическими» основами рисунка, композиции и цвета в стремлении выразить общее эмоциональное впечатление от увиденного. В рамках этого течения стали популярны необычные формы, цветовые сочетания и яркие контрасты. Эмоциональность и свобода выражения стали преобладать над правилами и «нормами» живописи, похожие преобразования произошли и в музыке.

Характерные черты

В музыке течение утвердилось спустя лишь два десятка лет. Основные идеи, общие стремления и новые правила написания произведений были применены к гармонии, мелодии, музыкальной форме, инструментовке и композиции. Как и в живописи активно стали использовать сопоставления оркестровых и инструментальных тембров и регистров. На первый план вышло создание особых музыкальных «красок». Это привело к более свободной трактовке гармонических конструкций и отказу от функциональных связей S – D – T.

Аккорды стали свободно использовать в различных сочетаниях, выполняя роль своеобразных «цветовых мазков». При таком подходе диссонансы в гармонии не требуют разрешения а создают тот самый «цвет».

>>Посмотрите 

Строение аккордов тоже усложнилось. Помимо привычных трезвучий и септаккордов для создания более густого звучания и дополнительных звуковых оттенков стали активно расширять аккордовые вертикали и использовать так называемые «надстройки» - 9, 11 и 13 ступени.

В английском языке эти аккордовые ступени буквально так и называются «оттеночные тона». В связи гармоническими нововведениями понятие главной тональности произведения сильно ослабло, а порой тональность и вовсе было невозможно определить.

Характерной чертой импрессионизма стало использование параллельного движения аккордов, когда аккорды одинакового строения перемещаются от тоники к тонике, например, движение мажорными трезвучиями С — D – Eb – B – G – Ab – F.

>>Посмотрите  

Яркие представители музыкального импрессионизма

Любые изменения в культуре и искусстве всегда связанны с именами гениальных людей, которые своими идеями и необычным подходом меняют восприятие для целых поколений. На общем фоне здесь выделяются два наиболее ярких композитора того времени —Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Именно в творчестве этих двух гениальных музыкантов наиболее ярко и остро проявились все особенности и характерные черты стиля импрессионизм. То, как они стали работать с ритмом, гармонией, тональностью и формой, в корне отличалось от всего, что было ранее.

>>Посмотрите   

Стоит отметить и других важных композиторов, внесших значительный вклад в развитие музыкальной культуры — Яна Сибелиуса, Мануэля Де Фалья, Эрика Сати. Их творчество, обогатив гармонический, ритмический и мелодический музыкальный язык, повлияло на все последующие поколения.

Гармонические находки эпохи импрессионизма позже получили название модальной гармонии (гармонии ладов, или гармонии красок), которая получила широчайшее распространение в джазовой и рок-музыке с начала 60-х годов XX века. И по сей день можно сказать, что большая часть рок-, поп- и фьюжн-композиций являются преемниками находок, сделанных в период импрессионизма.

>>Посмотрите   

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
20.10.2022
Прием бум-чик: как тренировать и модифицировать во что-то новое

Вы выучили новый интересный прием — бум-чик (он же трэвис-пикинг) и теперь используете его при каждой возможности.

Когда первая радость от освоения этой техники пройдет, вы почувствуете, что прием понемногу тянет вашу музыку в стили кантри или блюз, а также то, что долго играть только бум-чиком очень скучно. Поэтому надо двигаться дальше и искать способы, как разнообразить игру.

30.09.2022
Как подружиться с триолями

Целая нота может делиться и на другое количество частей — на пять, что рождает более сложные музыкальные размеры.

Один из самых популярных и используемых в музыке вариантов деления — это триоли, то есть деление ноты на три равные части.

21.02.2023
Как найти «своего» учителя: признаки бесполезного преподавателя и как его избежать

Выбор педагога — одна из самых больших проблем начинающего гитариста. На каждом углу полно тех, кто обещает научить новичка играть на гитаре. Разумеется, далеко не каждый из них профессиональный преподаватель, даже если умеет хорошо играть.