Музыка времени: тайны и открытия импрессионизма

Музыка времени: тайны и открытия импрессионизма

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по "Теории музыки для гитариста" и "Джазовой гитаре" на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Продолжая разговор о периодизации музыкальной истории, абсолютно невозможно пройти мимо одного из самых ярких течений в культуре западной Европы на стыке XIX и XX веков.

Импрессионизм в музыке возник как продолжение течения, сформировавшегося в изобразительном искусстве чуть ранее, в середине XIX столетия. Ему характерны концентрация внимания на эмоциональности, звуковых контрастах, использование аккордов в качестве «оттенков», а не в рамках привычных гармонических последовательностей.

Сегодня мы обсудим это интересное направление в музыке, его особенности и приемы. Вспомним наиболее влиятельных композиторов этого периода и проследим их влияние на современную музыкальную культуру.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Как появился музыкальный импрессионизм

Термин «импрессионизм» позаимствовали в изобразительном искусстве, где он появился благодаря названию картины одного из основоположников стиля — Клода Моне «Impression, Sunrise», что означает «Впечатление. Восходящее солнце».

Художники этого стиля часто пренебрегали «классическими» основами рисунка, композиции и цвета в стремлении выразить общее эмоциональное впечатление от увиденного. В рамках этого течения стали популярны необычные формы, цветовые сочетания и яркие контрасты. Эмоциональность и свобода выражения стали преобладать над правилами и «нормами» живописи, похожие преобразования произошли и в музыке.

Характерные черты

В музыке течение утвердилось спустя лишь два десятка лет. Основные идеи, общие стремления и новые правила написания произведений были применены к гармонии, мелодии, музыкальной форме, инструментовке и композиции. Как и в живописи активно стали использовать сопоставления оркестровых и инструментальных тембров и регистров. На первый план вышло создание особых музыкальных «красок». Это привело к более свободной трактовке гармонических конструкций и отказу от функциональных связей S – D – T.

Аккорды стали свободно использовать в различных сочетаниях, выполняя роль своеобразных «цветовых мазков». При таком подходе диссонансы в гармонии не требуют разрешения а создают тот самый «цвет».

>>Посмотрите 

Строение аккордов тоже усложнилось. Помимо привычных трезвучий и септаккордов для создания более густого звучания и дополнительных звуковых оттенков стали активно расширять аккордовые вертикали и использовать так называемые «надстройки» - 9, 11 и 13 ступени.

В английском языке эти аккордовые ступени буквально так и называются «оттеночные тона». В связи гармоническими нововведениями понятие главной тональности произведения сильно ослабло, а порой тональность и вовсе было невозможно определить.

Характерной чертой импрессионизма стало использование параллельного движения аккордов, когда аккорды одинакового строения перемещаются от тоники к тонике, например, движение мажорными трезвучиями С — D – Eb – B – G – Ab – F.

>>Посмотрите  

Яркие представители музыкального импрессионизма

Любые изменения в культуре и искусстве всегда связанны с именами гениальных людей, которые своими идеями и необычным подходом меняют восприятие для целых поколений. На общем фоне здесь выделяются два наиболее ярких композитора того времени —Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Именно в творчестве этих двух гениальных музыкантов наиболее ярко и остро проявились все особенности и характерные черты стиля импрессионизм. То, как они стали работать с ритмом, гармонией, тональностью и формой, в корне отличалось от всего, что было ранее.

>>Посмотрите   

Стоит отметить и других важных композиторов, внесших значительный вклад в развитие музыкальной культуры — Яна Сибелиуса, Мануэля Де Фалья, Эрика Сати. Их творчество, обогатив гармонический, ритмический и мелодический музыкальный язык, повлияло на все последующие поколения.

Гармонические находки эпохи импрессионизма позже получили название модальной гармонии (гармонии ладов, или гармонии красок), которая получила широчайшее распространение в джазовой и рок-музыке с начала 60-х годов XX века. И по сей день можно сказать, что большая часть рок-, поп- и фьюжн-композиций являются преемниками находок, сделанных в период импрессионизма.

>>Посмотрите   

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
18.07.2022
С чего начать изучение классической музыки?

Даже поклонники рока, панка или любой другой альтернативной музыки рано или поздно приходят к тому, что полезно бы познакомиться с классической музыкой — она не только развивает музыкальный слух и вкус, но и показывает возможности музыки и каждого из инструментов.

02.11.2022
Совместное творчество: 7 правил успешного и продуктивного сотрудничества музыкантов

Творить и играть музыку в группе — это всегда очень интересное и веселое занятие, одно из лучших хобби, которое только может быть. Совместное творчество — это пересечение.

17.08.2022
Советы по выбору б/у акустической гитары

Не стоит сразу отметать вариант с покупкой не нового инструмента, при правильном подходе он сможет сэкономить вам деньги и дать действительно хороший и качественный инструмент.