Музыка как язык

Музыка как язык

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по "Теории музыки для гитариста" и "Джазовой гитаре" на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Музыку называют «универсальным языком человечества», который, минуя интеллектуальную составляющую восприятия, обращается напрямую к образному и чувственному миру.

Многочисленные статьи рассказывают о целительной силе музыки, её социальных и духовных особенностях. Однако подобная информация часто вызывает противоречивые реакции, потому что всё, что не поддаётся логическому объяснению, в современном мире подвергается сомнениям.

При этом нельзя отрицать, что по своей внутренней организации музыка очень похожа на язык и при овладении ей требует подходов, схожих с изучением иностранного языка. Это может стать отличным ключом к построению системы занятий для каждого.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Сходства с языком

Если вы когда-либо изучали иностранный язык, вспомните виды упражнений и попробуйте применить их в музыкальной практике!

Первым шагом становится изучение алфавита и произношения (система символов – признак №1). Знание символов и их звучания позволяет нам правильно читать, произносить, воспринимать на слух и записывать информацию на новом языке, что важно для обучения.

В музыке это соответствует изучению музыкального алфавита — простых нот и их последовательностей: гамм, знаков, их записи и звучания. Правильное их воспроизведение на инструменте также является важной составляющей в начале музыкального пути.

Изучение простых фраз, стихотворений, диалогов и песен — это следующая важная ступень в обучении. Действительно, когда мы еще ничего не знаем о строении, внутренних связях и логике языка, самым логичным будет выучить несколько интересных стишков с простой организацией и получить первые яркие эмоции от нового способа передачи информации. То же происходит и в музыке: мы всегда начинаем с изучения простых мелодий на одной струне, в одной тональности или в одной позиции.

Это интересно!
Часто классическое музыкальное образование не выходит за рамки этого шага! По мере развития молодого музыканта усложняется материал, «стишки» становятся более сложными (иногда даже очень), но при этом никогда не происходит попытки «говорить» на языке музыки своими словами и формулировать с помощью него свои мысли! Студент так и продолжает всю жизнь учить, повторять и рассказывать заученный текст. Возможно, в этом причина того, что многие бросают заниматься музыкой после музыкальной школы или вообще не признают музыкального образования как ограничивающего явления.

Для выхода из этой ограничивающей ситуации необходимо уделять внимание и остальным областям изучения языка, в первую очередь — грамматике (признак №2), которая изучает построение слов и предложений в языке. В музыке это изучение элементарной теории, сольфеджио и гармонии. Эти предметы помогают разобраться во внутренней структуре языка музыки, что абсолютно необходимо для интерпретации на слух и формулировки собственных музыкальных фраз и предложений. Важно, чтобы теория всегда соединялась с практикой посредством сольфеджио — самого важного предмета в программе музыкального образования.

Слуховые активности крайне важны для хорошего освоения языка! Транскрипция и написание диктантов с анализом построения фраз и аккордовых последовательностей может сотворить чудо в процессе обучения музыке. Именно это является прямым путем к первым попыткам говорить самостоятельно!

Также очень важно расширение словаря и изучение новой лексики (коммуникация – признак №3). В музыке это извлечение и заучивание новых фраз и мотивов из изученных произведений или записей известных исполнителей. Именно так формируется собственный стиль музыканта и способность изъясняться.

Но самое главное — это постоянно преодолевать языковой барьер и пытаться говорить или писать на новом языке. Любые разновидности музыкальных «сочинений», «изложений» или «эссе» обязательно выведут вас на новый уровень восприятия музыки как универсального языка. Понадобится помощь - вы всегда знаете, где ее найти: на курсах игры на гитаре PIMA!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
17.03.2023
Как восстановиться после долгой разлуки с гитарой

Люди откладывают гитару на антресоль по тысячам разных причин: устали от инструмента или музицирования, завал на работе, творческое выгорание, банально нет ни на что времени (думаю, люди с детьми меня поймут).

Но спустя время интерес к игре возвращается. Вы берете гитару в руки и понимаете, что не можете сыграть даже десятую часть тех произведений и приемов, которые с легкостью исполняли еще пару лет назад: руки будто ватные, плохо слушаются, а струны впиваются в пальцы, усложняя и без того непростой процесс вспоминания.

19.03.2024
От мечты к реальности один шаг: создаем свою систему обучения

В любом деле важна последовательность и постепенность. Занятия гитарой, совершенствование навыков игры и изучение законов музыки — процесс длительный и требующий системного подхода.

17.09.2024
От ламп до педалей: эволюция эффекта дисторшн в рок-музыке

Если вы играете на гитаре, самый популярный в истории эффект – это овердрайв или его разновидности (дисторшн и фузз). Используют его абсолютно в любом стиле.