Музыка и теория информации: почему мы воспринимаем не всю музыку

Музыка и теория информации: почему мы воспринимаем не всю музыку

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Вы когда-нибудь задумывались, почему одни стили музыки слушать легко, а другие практически невозможно? Или почему под одних исполнителей легко и комфортно заниматься домашними делами, работать или вести машину, а с другими это абсолютно не получается?

Иногда в процессе обучения мы можем заметить, что ранее сложная для восприятия музыка вдруг становится понятной, но почему так происходит? Почему одни и те же композиции одному кажутся божественными и гармоничными, а другому — страшным шумом?

Все эти особенности восприятия напрямую связаны с количеством информации, которое мы получаем во время прослушивания музыки. Но как это работает? Давайте разбираться вместе!

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Музыка как система знаков

Музыка — это своеобразный язык. Как и для любого языка, для музыки основной задачей является передача информации. С этой точки зрения очень интересно узнать: какие закономерности теории информации здесь работают и как это отражается на простых слушателях?

На основе полученной информации мозг человека постоянно строит предположения и ожидания о будущем. И чем меньше вариантов развития событий, тем меньше информации мы получаем.

Если у нас есть два варианта с разной вероятностью, то более вероятный вариант дает меньше информации. Например, мы привыкли слушать поп-музыку, в основе которой лежат всегда простые и повторяющиеся закономерности: после куплета начинается припев (это очень вероятный вариант развития композиции), и при его наступлении мы получаем очень мало информации, так как именно этого мы подсознательно и ждали. Но в рамках поп-музыки существуют и другие варианты развития песни: после куплета может начаться «бридж» или некий «провис» — эти варианты менее ожидаемые и станут более «информативными», требующими повышенного внимания. Именно такой ход побуждает мозг потрудиться.

Похожая ситуация происходит и в гармонии с мелодией. Большинство людей выросло в определенной музыкальной среде, и гармонические последовательности в основе этой среды кажутся знакомыми и привычными, поэтому не вызывают сложностей при прослушивании. Именно такая (знакомая) музыка кажется человеку наиболее подходящей для фонового использования.

Максимально знакомые закономерности состоят из часто встречающихся последовательностей гармонических функций T, D и S. Большинство композиций отечественной рок-музыки, западной поп- и соул-музыки построены именно на этих закономерностях, потому и доступны для широкого круга «неподготовленных» слушателей.

С точки зрения такого «информационного» подхода сразу понятно, почему классическую музыку и джаз получается слушать не у всех и не всегда. Дело в том, что по мере увеличения количества вариантов развития ситуации (а их в джазе очень много) растет и количество информации для слушателя. Но когда таких вариантов становится слишком много, мозг теряет возможность прогнозировать, и количество информации становится равным нулю. То есть мы теряем мысль и выключаемся из слушания, музыка превращается в шум. Вот почему классика и джаз требуют определенной подготовки и изучения.

Изучайте теорию, гармонию и историю музыки, если хотите стать хорошим музыкантом! Эти знания помогут лучше разбираться в особенностях стилей и правильно слышать музыку, а это очень важно.

При сочинении собственных композиций всегда сохраняйте баланс между простыми частями и необычными сложными риффами — это поможет удерживать внимание слушателей.

Попробуйте отойти от привычных паттернов и удивить! Хорошим примером неожиданного поворота в гармонии может стать заимствование аккордов из других тональностей или использование прерванного каданса. Хотите знать об этом чуть больше? Записывайтесь на курсы обучения игры на гитаре, и мы научим слушать и слышать любую музыку!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
09.08.2019
Кому подойдёт гитара 3/4

Вы удивитесь, но по размеру подбирают не только одежду или обувь. Гитары тоже имеют свою «размерную сетку», на которую обязательно стоит обращать внимание при выборе инструмента для начала обучения игре на гитаре.

02.06.2022
Уход и хранение гитары: температура, влажность, транспортировка

Многие инструменты со временем начинают звучать все лучше и даже стоить дороже. Но это возможно только при соблюдении правильных условий хранения и ухода.
Давайте вместе разберемся, как правильно ухаживать за любимым инструментом, чтобы он долгие годы радовал своим звучанием.

25.11.2022
Остинато: хитрый прием для тех, кто хочет улучшить игру

Начинающему может показаться, что для улучшения техники игры нужно разучивать более сложные приемы игры (мол, именно они делают звучание интереснее).

Однако практика показывает, что простые приемы ничуть не хуже. Вдобавок они не требуют много времени на освоение и поддержание навыка.

Остинато — как раз один из таких приемов. Это музыкальная техника на основе многократного повторения одного и того же музыкального фрагмента: мелодической или ритмической фигуры, гармонического хода или даже отдельной ноты.