Музыка и теория информации: почему мы воспринимаем не всю музыку

Музыка и теория информации: почему мы воспринимаем не всю музыку

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Вы когда-нибудь задумывались, почему одни стили музыки слушать легко, а другие практически невозможно? Или почему под одних исполнителей легко и комфортно заниматься домашними делами, работать или вести машину, а с другими это абсолютно не получается?

Иногда в процессе обучения мы можем заметить, что ранее сложная для восприятия музыка вдруг становится понятной, но почему так происходит? Почему одни и те же композиции одному кажутся божественными и гармоничными, а другому — страшным шумом?

Все эти особенности восприятия напрямую связаны с количеством информации, которое мы получаем во время прослушивания музыки. Но как это работает? Давайте разбираться вместе!

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Музыка как система знаков

Музыка — это своеобразный язык. Как и для любого языка, для музыки основной задачей является передача информации. С этой точки зрения очень интересно узнать: какие закономерности теории информации здесь работают и как это отражается на простых слушателях?

На основе полученной информации мозг человека постоянно строит предположения и ожидания о будущем. И чем меньше вариантов развития событий, тем меньше информации мы получаем.

Если у нас есть два варианта с разной вероятностью, то более вероятный вариант дает меньше информации. Например, мы привыкли слушать поп-музыку, в основе которой лежат всегда простые и повторяющиеся закономерности: после куплета начинается припев (это очень вероятный вариант развития композиции), и при его наступлении мы получаем очень мало информации, так как именно этого мы подсознательно и ждали. Но в рамках поп-музыки существуют и другие варианты развития песни: после куплета может начаться «бридж» или некий «провис» — эти варианты менее ожидаемые и станут более «информативными», требующими повышенного внимания. Именно такой ход побуждает мозг потрудиться.

Похожая ситуация происходит и в гармонии с мелодией. Большинство людей выросло в определенной музыкальной среде, и гармонические последовательности в основе этой среды кажутся знакомыми и привычными, поэтому не вызывают сложностей при прослушивании. Именно такая (знакомая) музыка кажется человеку наиболее подходящей для фонового использования.

Максимально знакомые закономерности состоят из часто встречающихся последовательностей гармонических функций T, D и S. Большинство композиций отечественной рок-музыки, западной поп- и соул-музыки построены именно на этих закономерностях, потому и доступны для широкого круга «неподготовленных» слушателей.

С точки зрения такого «информационного» подхода сразу понятно, почему классическую музыку и джаз получается слушать не у всех и не всегда. Дело в том, что по мере увеличения количества вариантов развития ситуации (а их в джазе очень много) растет и количество информации для слушателя. Но когда таких вариантов становится слишком много, мозг теряет возможность прогнозировать, и количество информации становится равным нулю. То есть мы теряем мысль и выключаемся из слушания, музыка превращается в шум. Вот почему классика и джаз требуют определенной подготовки и изучения.

Изучайте теорию, гармонию и историю музыки, если хотите стать хорошим музыкантом! Эти знания помогут лучше разбираться в особенностях стилей и правильно слышать музыку, а это очень важно.

При сочинении собственных композиций всегда сохраняйте баланс между простыми частями и необычными сложными риффами — это поможет удерживать внимание слушателей.

Попробуйте отойти от привычных паттернов и удивить! Хорошим примером неожиданного поворота в гармонии может стать заимствование аккордов из других тональностей или использование прерванного каданса. Хотите знать об этом чуть больше? Записывайтесь на курсы обучения игры на гитаре, и мы научим слушать и слышать любую музыку!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
10.01.2023
Музыка и теория информации: почему мы воспринимаем не всю музыку

Иногда в процессе обучения мы можем заметить, что ранее сложная для восприятия музыка вдруг становится понятной, но почему так происходит? Почему одни и те же композиции одному кажутся божественными и гармоничными, а другому — страшным шумом?

Все эти особенности восприятия напрямую связаны с количеством информации, которое мы получаем во время прослушивания музыки. Но как это работает? Давайте разбираться вместе!

12.05.2021
Популярные ритмические рисунки, как их играть

В этой статье мы не будем касаться теоретических основ метра и ритма, поэтому, настоятельно вам рекомендуем ознакомиться со статьей про «метр и ритм». Напомним, для начинающих обучение игре на гитаре онлайн это очень важная тема.

15.06.2022
Правило 10 000 часов: надежный способ стать профессионалом игры на гитаре

Слышали когда-нибудь о «Правиле 10 000 часов»? Его упоминают как основное условие развития профессионализма и исключительной компетенции в разных сферах развития. Давайте вместе разберемся, что же это за правило, как оно работает и при каких условиях гарантирует успех.