Модальная гармония
28.11.2023

Модальная гармония

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

В современных стилях рок, ритм-н-блюз, джаз, блюз, кантри, фолк и этно-музыке распространены 2 основных подхода к построению гармонии — науки о созвучиях, называемых иначе аккордами, и их последовательностях.

В процессе эволюции музыкальной мысли принципы построения последовательностей постоянно менялись и совершенствовались. На первом большом этапе развития науки об аккордах их последовательности выстраивались, исходя из функций аккордов в тональности. Этот раздел музыкальной мысли позднее стал называться функциональной гармонией.

Следующим большим этапом развития музыкального гармонического мышления стал период модальной гармонии или «гармонии красок». Именно об этом подходе построения последовательностей аккордов мы сегодня и поговорим.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков
 

Особенности модальной гармонии

В отличие от функциональной гармонии, где каждый аккорд выполняет определенную роль, например, тоники или доминанты, а последовательность функций определена весьма строго и редко нарушается, в модальной гармонии последовательности выстраиваются намного свободнее.

Основным фактором выбора аккорда для продолжения последовательности является его звучание, которое воспринимается как некий «цвет». Такого рода гармонии широко начали применяться в музыке эпохи импрессионизма. Как и в живописи, здесь вместо смешения и плавного перехода «цветов», принадлежащих некоторому колориту — тональности, вошло в широкое употребление сопоставление отдельных аккордов, как мазков кистью у художников того времени.

Фактура, «цвет», тембр, напряженность — именно сопоставление и выстраивание последовательностей этих параметров и стало основным фактором формирования гармоний.

Фактически любой аккорд может следовать за любым другим — именно такой подход мы испробовали, когда применяли метод случайности в гармонии.

Чтобы строить последовательности такого типа, нужно для начала хорошо разобраться с палитрой «красок» и «оттенков», которые мы можем использовать. Название «модальный» показывает нам, что гармония такого типа строится на различных гаммах или ладах. Именно лад, построенный от основного звука аккорда, определяет область звуков, которые мы можем использовать в аккорде.

Основным цветом аккорда здесь становятся трезвучие или септаккорд от первой ступени, включающие I III V и VII ступени, а остальные ступени II, IV и VI, формируют оттенки. Эти «оттеночные» тона, называемые надстройками (англ. Colored tones), в любой гамме можно произвольно двигать между соседними ступенями.

 

С — D – E – F – G – A – B натуральный мажор (ионийский)

С — D – E – F – G – Ab – B – C гармонический мажор

 

Для примера можно рассмотреть гармонический мажор, который является частным случаем основного цвета - натурального мажора или ионийского лада, но с пониженной VI ступенью, что и придает ему особенное звучание или оттенок.

Попробуем составить аккорд, отражающий этот особенный оттенок гармонического мажора. Для этого нам нужно определить наиболее характерные ноты лада. Это III и VII ступени, плюс те, что сдвигаются и создают отличительное звучание.

В данном случае мы имеем наиболее характерный звук Ab. Расположим ноту Ab в наиболее удобном для игры диапазоне, например, на I ладу 3 струны. Далее расположим остальные ноты E и B, исходя из удобства аппликатуры. В данном случае удобнее сыграть B как 2 открытую струну, а Е — на II ладу 4 струны.

Для полноты картины добавим тонику на 5 струне, это придаст нашему аккорду прочную основу. Заключительным штрихом в формировании звуковой краски станет G на первой струне, это поможет сделать звучание Ab более выпуклым. В конечном итоге мы получили следующий аккорд: 

C – E – Ab – B – G

модальная гармония

Именно такие аккорды создают тот самый импрессионистический колорит, свойственный музыке Дебюсси и других музыкантов той эпохи.

Сегодня такого рода гармонии широко используются в различных направлениях музыки от рока и хип-хопа до джаза и классики. Пробуйте экспериментировать с построением новых аккордов, используя в качестве основы различные гаммы, распределяйте звуки, исходя из удобства аппликатуры и характера звука. Старайтесь располагать звуки шире, не пугайтесь новых красок, ведь слуху всегда требуется время, чтобы привыкнуть к новому!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
09.08.2019
Почему укулеле снова на пике моды

Курс обучения игры на укулеле в PIMASCOOL – один из самых популярных. Мы поняли, что не зря вложили в него столько времени и сил, раз он так нравится нашим ученикам. Тем более, что гавайская гитара снова на пике моды. И мы сейчас расскажем вам – почему.

23.10.2024
Как модуляция и отклонение создают глубину музыкальной композиции

Одним из самых важных элементов «продвинутой» гармонии является выход за пределы основной тональности и появление аккордов, оборотов или целых частей, которые к ней не принадлежат, развиваясь в своих собственных тональностях.

04.03.2021
На что обратить внимание при выборе медиатора

Медиатор – пластина небольших размеров, которую используют при игре на гитаре переменным штрихом, либо для создания ритмической фактуры. Так же часто встречается альтернативное название «плектор».