Мелодический минор: как полюбить этот звучный лад
17.07.2024

Мелодический минор: как полюбить этот звучный лад

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по "Теории музыки для гитариста" и "Джазовой гитаре" на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Изучение теории, гармонии и сольфеджио всегда помогают открывать новые музыкальные пространства, выходящие за рамки привычных слуху закономерностей. Сегодня мы познакомимся с одним из таких звуковых «пространств», палитрой оттенков, которую редко кто активно использует в ежедневной музыкальной практике. Речь пойдет о мелодическом миноре.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков
 

Сложное знакомство с мелодическим минором

Часто первые встречи с ним (особенно в рамках технического зачета в музыкальной школе) оставляет негативный отпечаток. Это связано с отсутствием представления о его возможном практическом применении.

И все же это один из важнейших ладов в музыке с удивительной краской и невероятной широтой применения как в композиции, так и в импровизации.

Строение лада

Он образуется от натурального минора путем повышения его VI и VII ступеней. Для примера рассмотрим Ля-минор. В натуральном виде он состоит из нот:

 

A – B – C – D – E – F – G , то есть Ля — Си — До — Ре — Ми — Фа — Соль

 

Далее существуют 2 дополнительные разновидности минора — гармонический и мелодический. В гармоническом повышается VII ступень, а в мелодическом VI и VII, что дает нам соответственно:

 

A – B – C – D – E – F – G# - A и A – B – C – D – E – F# - G# - А

 

Логично, что гармонический минор используют в гармонии, а мелодический — для построения мелодий. В «классической» школьной практике мелодический минор играют только вверх, вниз используется натуральный вид. Но на практике мы всегда используем только одну форму — мелодическую — и играем ее и вверх, и вниз, и вдоль, и поперек.

Именно тут нас настигает первая большая фрустрация: нужно собраться с силами, сконцентрироваться и просто выучить новые аппликатуры гаммы на грифе, что очень непросто и отнимает много времени и сил.

Но нужно понимать, что этап механической проработки гаммы на грифе —абсолютно незаменимая и необходимая ступенька на пути к музыкальной свободе. Выберите одну аппликатурную форму, разберите ее, играйте мелодический минор одинаково вверх и вниз. Для большего эффекта обязательно называйте ноты на грифе и номера ступеней гаммы.

Почему мелодический минор так важен?

Как и натуральный мажор, он является «родительской гаммой» для множества красивейших аккордов в музыке. Чтобы раскрыть эту особенность, необходимо построить диатонические трезвучия на его ступенях. Это называется «построением аккордовой гаммы». Для этого, от каждой ноты исходного лада мы строим трезвучия, используя только ноты лада, и смотрим, что получилось.

В мелодическом Ля-миноре получим следующую последовательность трезвучий:

 

  • I. A-C-E – минорное Am,

  • II. B-D-F# - минорное Bm (в натуральном виде — уменьшенное)

  • III. С-E-G# - увеличенное C+ (в натуральном виде — мажорное)

  • IV. D-F#-A – мажорное D (в натуральном виде - минорное)

  • V. E-G#-B - мажорное E (в натуральном виде - минорное)

  • #VI. F#-A-C – уменьшенное F#mb5

  • #VII. G#-B-D – уменьшенное G#mb5

 

Эти трезвучия создают особую палитру, сильно отличающуюся от натурального мажора или натурального минора. Использовать их можно для создания более мрачного и пронзительного звучания в миноре.

Обязательно экспериментируйте с использованием этих аккордов в качестве замен в рамках расширенной мажоро-минорной системы.

Мелодический минор часто встречается в различных композициях классической, джазовой и поп музыки. Очевидные примеры — песня группы Beatles «Yesterday» и известный джазовый «стандарт» Autumn Leaves. В импровизации тонический минорный аккорд трактуется именно как первая ступень мелодического минора.

Мелодический минор обладает особенным звучанием еще и потому, что он наиболее близкий из минорных ладов к натуральному мажору. У них отличается всего одна нота — bIII ступень! Так что обязательно практикуйте этот важнейший звукоряд и пробуйте применять его в своей игре. А если одному скучно или не получается, курсы игры на гитаре вам в помощь!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
25.07.2023
Как стать мастером «боя»

Процесс аккомпанемента на гитаре требует развития двух важных навыков игры:
1.    Знания аккордов и умения хорошо передать ритм песни с помощью «боя»
2.    Ритмического рисунка в правой руке.

01.02.2019
Укулеле – первое знакомство

Этот струнный инструмент очень похожий на акустическую гитару в миниатюре видели многие, но не все точно знают, как он называется и откуда он появился. Итак, начнем по порядку, укулеле  ̶  это действительно гитара, но очень особенная, звучание её очень не похоже на звучание акустической и классической гитары.

13.02.2024
Освоение перебора на гитаре: от интуиции к мастерству

Сегодня поговорим про перебор, его разновидности, способ исполнения. Попробуем обобщить существующую информацию.