Мастерство в движении: развитие беглости у гитариста
12.09.2023

Мастерство в движении: развитие беглости у гитариста

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Кто не представлял себя виртуозно «запиливающим» яркое роковое соло или бравурно играющим сложнейшее классическое произведение? Такие мечты вдохновляют нас взять в руки гитару и изучать музыку. И это прекрасно!

Но чаще всего мы начинаем желать достижения цели слишком скоро, что приводит к неправильным занятиям, формированию вредных привычек при исполнении и сильно отдаляет нас от заветной мечты. Давайте поговорим о правильном пути формирования техники, который точно приведет к исполнению мечты о «быстрой» игре.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Главная проблема беглости

Когда начинающий впервые берет в руки гитару, его мышечная и нервная системы совершенно не готовы исполнять необходимые для игры команды и представляют собой «чистый лист», на котором в ходе дальнейших занятий и будет формироваться система взаимодействия с инструментом. Это очень похоже на младенца, который учится ходить.

Для успешного развития этой системы необходимо четкое формирование в мозге сигнала-команды, посылающего четкие инструкции в руки о том, что нужно сделать, а также неспешного, расслабленного исполнения этих команд. Таким образом задача играть подвижно разделяется на две составляющие — ментальную и физическую.

Для развития физической составляющей важно ежедневно играть в медленном темпе совершенно расслабленно, давая возможность рукам почувствовать правильные движения. При этом важно пристально следить за руками и убрать все лишние движения. Это как в случае с Микеланджело, который говорил, что «видит» статую в глыбе мрамора, а затем просто убирает все лишнее. В случае с техникой исполнения всё происходит ровно так же: необходимо убрать лишние движения и необязательные мышечные напряжения, а это возможно сделать только в медленном темпе!

Гаммы, секвенции и специальные упражнения типа «паук» станут отличным материалом для развития техники, важно при их игре соблюдать два правила:

  1. Играть абсолютно расслабленно правильной аппликатурой.
  2. Играть в медленном темпе, не торопясь.


Для беглой игры гораздо важнее развитие ментальной составляющей, ведь именно мозг отдает рукам команды зажимать ноты и дергать струны. И если этот процесс недостаточно подвижен и организован, то о «быстрой» игре можно забыть.

Человек может сыграть лишь то, что четко представляет в своем воображении. Значит, то самое роковое соло мечты придется абсолютно четко представить с помощью внутреннего слуха в своем воображении вплоть до каждой ноты.

Здесь становится понятно, почему подвижная игра так сложна для освоения — она требует подвижности слуха и концентрации внимания. И развитие этих процессов — длительный и трудоемкий путь. Но дорогу осилит идущий, и если всё же настроились на длительное и приятное путешествие в мир музыки, вот вам несколько советов о том, как развить подвижность музыкального слуха.

Советы по развитию беглости

Слух, как известно, развивается пением, а подвижность является следствием медленного и подробного процесса проработки деталей.

Идеальным вариантом развития внутреннего слуха станет пропевание всего изучаемого материала — сольфеджирование. Начните с пения гамм и упражнений, пойте с названием нот — это поможет лучше разбирать материал с листа и выучить ноты на грифе.

В случае с пением играемых упражнений мы «прошиваем» внутренний компьютер и учим его обращаться со звуками и их обозначением. Постепенно этот процесс станет абсолютно естественным, и скорость его начнет увеличиваться.

Именно так и происходит развитие внутренних процессов исполнения музыки, здесь также очень важно не торопиться и не форсировать события. Помните, что нет «короткого» пути, иначе мы бы наблюдали тысячи виртуозно играющих гитаристов вокруг. Пользуйтесь метрономом и постепенно увеличивайте рабочий темп, только так вы обязательно добьетесь результата!

Для развития ментальной составляющей, воображения и концентрации внимания хорошо подойдут занятия без инструмента. Попробуйте представить пассаж или гамму, пользуйтесь приемами визуализации! Постепенно этот процесс станет все более подвижным, и вы будете быстрее приближаться к заветной мечте играть бегло!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
12.08.2022
Игра в группе: ожидания и реальность

Частой целью многих музыкантов становится создание своей группу. Эпохи джаза и рок-музыки очень романтизировали игру в ансамблях, хотя это далеко не такое простое и романтическое занятие, как изначально кажется.

06.01.2023
Игра слайдом: что это такое и виды слайдов

Гитара — поистине удивительная штука. Трудно вспомнить другой такой же небольшой по размерам, доступный по цене и несложный в освоении базовых техник инструмент, который бы обладал таким же большим диапазоном, тембров, способов звукоизвлечения и художественных приемовдля разнообразия музыки.

А между тем есть очень простой способ сильно изменить тембр звучания гитары: достаточно начать играть слайдом.

25.07.2022
Дорийский лад: что это, где используется, схема и примеры игры

Слышали фразу «играть на разные лады»? Опытный музыкант может сыграть даже очень простую прогрессию аккордов по-разному: самая популярная последовательность Am Dm E у разных исполнителей звучит у кого-то с веселым частушечным настроением, у кого-то — с легким романтическим флером, ну а кто-то использует эти три аккорда для мрачных металл-песен.