Камерная музыка: когда появилась, кто и как ее исполнял

Камерная музыка: когда появилась, кто и как ее исполнял

Алексей Чесноков

Музыкант, фингерстайл-гитарист, автор статей в PimaLive

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Понятие слова «камерный» в искусстве многозначно. Непонятна сама логика происхождения термина: если камерное кино снимают в камере или на камеру, то как быть с камерной музыкой?

Камерность в искусстве — это форма самоограничения творца, которая подразумевает небольшие размеры произведений и специфические условия их создания.

Проще понять это на примере кинематографа: камерное кино — фильм, все события которого происходят в небольшом замкнутом пространстве (например, комнате, квартире или купе поезда). Такие условия означают, что в фильме узкий актерский состав, почти нет смены локаций, а диалогам и отношениям персонажей отведена главная роль.

Камерная музыка же — формат музыки, исполняемой небольшим количеством музыкантов (от 2 до 12 человек), исполняющих разные партии, без игры в унисон.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

История камерной музыки

История камерной музыки начинается в середине ХV века. Именно тогда у богатых людей появляется спрос на светскую музыку — то есть на музыку, которая исполнялась не в церквях и не имела религиозного подтекста. Музыкантам приходилось играть в небольших для полноценного оркестра в помещениях вроде комнат, гостиных и залов. Поэтому такая музыка и получила название камерной, от латинского camera — комната.

Оркестровая музыка под 3-4 инструмента – не редкость и достойное решение музыкантов нехватки пространства. Может возникнуть впечатление, что так произведение звучит намного беднее, чем при исполнении полноценным оркестром. Но в этом случае появилось то, чего не было у церковной музыки — эксклюзивность.

В те времена не было звукозаписи. Музыку можно было услышать только в живом исполнении, поэтому люди воспринимали ее совсем по-другому. Часто человек слышал музыку только в церкви, цирке или театре — в местах скопления большого количества людей, в условиях, когда оркестр отделен от слушателя.

Камерная же музыка подразумевала очень ограниченный круг не только исполнителей, но и слушателей, которые находились в одном помещении, очень близко друг к другу. Это позволяло сделать концерт интимным и уникальным мероприятием для его участников.

Камерная музыка

В ХVI веке появляется и сам термин «камерная музыка». В 1635 году итальянский композитор Джакомо Арригони опубликовал свой сборник «Concerti da camera». Чуть позже появились первые вокальные жанры камерной музыки — кантата и дуэт.

Ближе к ХVIII веку между церковной и камерной музыкой появляется все больше различий: камерная музыка становится инструментальным жанром.

В это время появляется трио-соната — исполнение произведений двумя скрипками и парой басовых инструментов (например, клавиром и виолончелью). Трио-сонаты писали под струнные инструменты, но встречаются и исключения — трио-сонаты для духовых.

Форма трио-сонат оставалась доминирующей до конца XVIII века, ее не вытеснил струнный квартет, популярный и по сей день. Он состоит из двух скрипок, альта и виолончели. Таким составом исполняют трехчастные или четырехчастные сонатные циклы.

Отдельно упомянем про камерный оркестр — это оркестр, в котором играет не более 25 музыкантов. Не стоит путать камерный оркестр с малым оркестром: малый оркестр — просто уменьшенный обычный, в то время как в камерном оркестре сохраняется принцип «один музыкант на одну партию».

Главные имена камерной музыки

Одним из первых великих композиторов, проявивших себя в жанре камерной музыки, является Георг Фридрих Гендель. Он сочинял музыку для светских вечеров, королевских приемов и балов, поэтому его произведения звучат очень легко и воздушно.

С присущим Генделю юмором дело продолжил Йозеф Гайдн. Он писал музыку для квартетов, которую активно играют до сих пор в самых разных составах.

Нельзя не вспомнить великого Моцарта, оставившего значительный след в музыке. Его работы повлияли на формирование классических составов камерной музыки.

Огромный вклад в развитие камерной музыки внесли представители направления «романтизм»:

  • Франц Шуберт, 
  • Роберт Шуман, 
  • Фредерик Шопен,
  • Ференц Лист.

Они создавали целые циклы произведений для камерных ансамблей, которые по глубине и эмоциональности звучания не уступали оркестровым симфониям.

В жанре «импрессионизм» лицом и совестью камерной музыки стал Клод Дебюсси. Его новаторство и подход к музыке привнесли в камерную музыку еще больше глубины и чувственности.

Из русских композиторов на эту музыку в разное время повлияли Александр Алябьев, Михаил Глинка, Александр Бородин и особенно Петр Чайковский, в творчестве которого камерная музыка достигла высочайшего технического и художественного уровня.

Для истинного развития и огромного собственного удовольствия обязательно разучите какое-нибудь произведение этих творцов. И не стесняйтесь – записывайтесь на курсы изучения игры на гитаре, если камерная музыка покажется слишком тяжелой и непонятной!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
03.12.2024
Корни пентатоники

Узнайте об истоках и роли пентатоники — одного из древнейших музыкальных звукорядов, связанного с культурами Китая, Индии, Африки и Латинской Америки. Как она стала осно-вой современной музыки?"

05.08.2022
5 исполнителей, с которых можно начать изучение блюза

За свою столетнюю историю блюз породил несколько разных поджанров, десятки интереснейших исполнителей и сотни отличных песен. С чего же начать все это изучать?

11.09.2024
Музыка времени: тайны и открытия импрессионизма

Импрессионизм в музыке возник как продолжение течения, сформировавшегося в изобразительном искусстве чуть ранее, в середине XIX столетия.