Как правильно играть Hammer-On
02.05.2022

Как правильно играть Hammer-On

Сергей Воронин

Преподаватель по гитаре, музыкант.

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Hammer-on (от англ. «hammer» — молоток) — это приём игры на гитаре, когда ноту извлекают ударом пальца (часто одного) левой руки по струне. Обозначают в нотах/табах этот приём изображением дуги между двумя нотами. 

Эта дуга называется лигой (от лат. «ligare» — связывать). В записи это выглядит так:

photo_2022-05-02 15.15.28.jpeg
Или другой пример, но тот же приём: синими цифрами обозначена аппликатура левой руки, не путать с ладами гитары)
photo_2022-05-02 15.16.36.jpeg
Вторая нота, к которой эта лига приходит, извлекается ударом пальца (как молоточком — hammer'ом) правой руки.
Получается, что эта вторая нота звучит после первой очень связно, без пауз (даже небольших) между ними.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков


Из-за того что такое звучание двух нот получается именно связным (ведь лига и означает связность), этот приём также называют легато.

Если быть точнее, восходящее легато. Восходящее потому, что извлекаемая нота будет по звучанию выше, чем предыдущая. Получается, что один и тот же приём в разных традициях называется по-разному:

- в классической гитаре - восходящее легато;
- в акустической и электрогитаре чаще hammer-on (иногда просто «хаммер»).

Будем использовать эти слова как синонимы.

По большому счёту, чтобы качественно исполнить этот приём, должна быть правильная база — правильное положение левой руки (здесь мы имеем в виду классическую постановку левой руки, потому как в акустической и электрогитаре могут различаться базовые ее положения).

Получите 139 уроков гитары бесплатно

Получить

Что нужно для качественного исполнения восходящего легато

1. Играть (ударять по струне) кончиком пальца.

Эта часть пальца близко расположена к ногтю. Играть основной мягкой частью подушечки — ошибка.

2. Весь палец (все фаланги) перед ударом (и во время удара — хаммера) должен быть согнут.

Он должен быть закруглён так, чтобы начальная (ногтевая) фаланга была перпендикулярна струне. Таким образом ноготь почти упирается в накладку грифа.

Ошибка — это несогнутый (незакруглённый) палец, фаланги которого почти выпрямлены, удар по струне осуществляется мягкой подушечкой пальца, а ноготь направлен вверх. Чтобы качественно ударить приёмом хаммер по струне, нужно это сделать кончиком пальца. А чтобы ударить кончиком пальца (а не подушечкой), нужно закруглить палец.

Итак, на картинке изображена правильная базовая классическая постановка для всех пальцев. Это же актуально и для каждого пальца по отдельности, когда мы играем хаммер:

photo_2022-05-02 15.21.29.jpeg

3. Перед ударом должен быть замах.

Оптимально — 1-1,5 см. от грифа. Частая ошибка — удар почти без замаха. Т.е. замах может быть, но очень маленький — его не хватает для качественного легато с хорошим звуком.

Бывает, что замах слишком большой — в таком случае есть риск неточного попадания. В начале обучения это нормально.

4. Сила удара должна быть разумной.

«И это, по-твоему, удар? Вот это - удар!»
© Чак Норрис.

Часто начинающие играют легато слишком слабо (звук получается очень тихий), поэтому нужно заставлять себя делать удары хаммеров сильнее).

Может быть и другая крайность — слишком сильный удар, когда помимо звука ноты сильно слышен сам удар пальца по накладке грифа.

Нота, извлекаемая приёмом хаммер, будет тише ноты, извлекаемой обычным образом.

Сила удара должна быть сбалансированной и разумной: не слишком слабой, но и не слишком сильной. Главная идея в том, чтобы почувствовать сам акцентированный удар. Поэтому для тренировки можно попрактиковать следующий прием.

4.2. Отрепетируйте акцентированный удар hammer на чём-нибудь тренировочном.

Удары должны быть резкими, акцентированными. Ударять для тренировки можно по столу. Или перевернуть гитару и тренировать удары по обратной стороне грифа.

5. Финальная точка удара — ближе к порожку, т.е. в конце лада.

Так звук лучше и качественнее, требует меньше сил. Если сделать hammer не в конце лада, а в его начале, звук будет либо слабее, либо с дребезгом. При любом варианте потребуется больше неоправданных усилий. Поэтому желательно аккуратно прицелиться и попасть в конец лада.

6. Остальные пальцы (не делающие легато) должны быть в лёгком тонусе и не делать лишних движений.

Ошибка — когда пальцы излишне напрягаются, скрючиваются и вообще делают излишние движения. 

Незадействованные пальцы могут двигаться, но умеренно. Они больше должны быть расслаблены, но в то же время в легком тонусе.

7. Ритм.

Играйте медленно, не торопитесь. Так как сам удар резкий и быстрый, не спешите слишком сильно с ударом по струне после предыдущей ноты, особенно когда тренируете этот приём впервые.

Сыграли одну ноту, подождали одну секунду, потом ударили хаммером. Это время нужно, чтобы успеть сделать качественный замах и успеть проконтролировать правильность движения.

Часто те, кто впервые пробуют приём легато, сильно спешат с ударом после первой ноты: играют так, будто первая нота очень короткая (например, 16-я или 32-я). Из-за этого легато получается не качественным, а суетливым, неакцентированным и очень тихим.

Сделайте удар-хаммер по струне примерно спустя одну полную секунду после того, как сыграна первая нота (будто играете четвертными длительностями). Необязательно включать секундомер или метроном. Просто не спешите с ударом после первой ноты.

8. Переносите основной «центр силы тяжести» с одного пальца на другой (которым делаете удар).

Допустим, вы отрабатываете легато, используя 1-й (указательный) и 2-й (средний) пальцы — это сильная пара пальцев. Обычно с ними всё получается относительно легко. А если отрабатываете легато, например, на 3-м (безымянном) и 4-м (мизинце) пальцах, тут не всё так просто. Это изначально более слабая пара пальцев (по сравнению с 1-м и 2-м).

Чтобы качественно исполнить хаммер в этой паре, необходимо после игры 3-м пальцем, в момент игры 4-м пальцем, перенести  «центр силы тяжести» на него (4-й палец). Т.е. в момент игры 4-м пальцем нужно немного развернуть кисть в сторону этого самого мизинца.

Ошибкой будет оставлять «центр силы тяжести» в 3-м пальце и тянуться в ударе хаммера только отдельно 4-м пальцем, без небольшого разворота кисти.

9. Сразу после хаммера (при первых тренировках), старайтесь остаться немного на струне: не убирайте палец сразу после легато.

10. Следите за тонусом левой руки — она должна быть в умеренном тонусе, но не слишком напряжена.

Начинающие гитаристы могут не замечать, как перенапрягают руки и излишне зажимают какие-либо части тела (плечи и спину).

Избегайте перенапряжения и тем более боли. Если почувствовали подобное, сразу дайте себе отдохнуть. Будьте внимательны к своему телу — при игре на гитаре нужно быть в разумном тонусе.

Коротко о главном

Подведём кратко основные итоги. Итак, что нужно для качественного хаммера/восходящего легато:

1. Играть (ударять по струне) кончиком пальца.
2. Палец, делающий хаммер, должен быть (уже перед ударом) согнут, закруглён.
3. Перед ударом должен быть замах. Оптимально - 1-1,5 см. от грифа.
4. Сила удара должна быть разумной (не слишком слабой, но и не чрезмерно сильной).
5. Играйте приёмом хаммер в конце лада, ближе к порожку.
6. Остальные пальцы (не делающие легато) должны быть в лёгком тонусе (не слишком зажаты и не скрючены).
7. Ритм. Не спешите слишком сильно с ударом по струне после предыдущей ноты. Сыграли ноту, подождали, ударили хаммером.
8. Переносите основной "центр силы тяжести" с одного пальца на другой (на тот, которым делаете удар).
9. Сразу после хаммера (при первых тренировках) останьтесь немного на струне, не убирайте палец сразу после легато.
10. Следите за напряжением левой руки: она должна быть в умеренном тонусе, но не слишком напряжена.

Играйте, будьте внимательны и получайте удовольствие!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
07.02.2023
Что делать, когда хорошему человеку плохо: самое интересное про блюз

Блюз — это название музыкальной формы и стиля музыки, возникших в кипящем котле афроамериканской культуры конца XIX века. Во время тяжелейшей работы на южных плантациях черные рабы развили особый стиль пения, в «вопросно-ответной» форме, чтобы добавить ритм своей монотонной и изнуряющей работе.

17.12.2018
Занятия музыкой помогают думать

Как Вы думаете, какие процессы происходят в мозгу человека в тот момент, когда он занимается музыкой, какое влияние на него оказывает, например, игра на гитаре?

08.07.2022
Натуральные лады: лидийский, миксолидийский и другие мудрёные музыкальные лады

В курсе гармонии Бостонского колледжа Беркли натуральные лады разбираются в самом начале обучения как основу основ мелодического мышления. А вы знаете, что это такое?