История русской семиструнной гитары
29.08.2023

История русской семиструнной гитары

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Этот инструмент, причисляющийся некоторыми искусствоведами к русским народным инструментам, пользовался повсеместной любовью. И хоть сегодня он встречается все реже, интерес к национальным традициям воскрешает и увлечение семиструнной гитарой.

Правда, исполнителей и педагогов русской семиструнной остается по-прежнему немного. История ее очень интересна, о ней и поговорим.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков


Когда и как русская семиструнная гитара попала в Россию

В России инструмент появился в середине XVIII века – его завезли сюда иностранцы, приезжающие к императорскому двору. В основном это были итальянцы, их музыкальные традиции всегда были очень сильны. И именно в Италии в это время наблюдался невероятный бум гитарной культуры.

Завезенная гитара имела сначала 4, затем 5 и 6 струн. Но большим успехом такая гитара не пользовалась. Все изменилось, когда в конце XVIII века известный гитарист-виртуоз и композитор Андрей Осипович Сихра модернизировал гитару до семиструнного варианта и предложил необычный строй в Соль-мажоре. Именно в таком виде гитара в России быстро завоевала успех.

>>Посмотрите

Виртуоз семиструнки - Сихра

Андрей Осипович Сихра — известный музыкант, гитарист-виртуоз, преподаватель и композитор того времени. Во многом благодаря его деятельности семиструнная гитара в России обрела популярность значительно больше, чем гитара шестиструнная.

Сихра - виртуоз игры на семиструнной гитаре

Проявив с ранних лет музыкальные способности, Сихра сначала учился играть на арфе. И добился настоящих высот, став виртуозом. Так же мастерски он овладел игрой и на шестиструнной гитаре, но позднее оставил эти инструменты в пользу семиструнной гитары, которой и посвяти все свои силы.

Поселившись с 1805 года в Москве, а спустя 15 лет перебравшись в Петербург, Сихра вел неутомимую работу по усовершенствованию семиструнной гитары, занимался активной концертной и преподавательской деятельностью.

Среди его друзей были известнейшие композиторы того времени Варламов и Драгомыжский. Даже сам Глинка прислушивался к его профессиональному мнению.

Андрей Осипович Сихра оставил после себя громадное наследие — около 1000 гитарных произведений, большая часть которых так и осталась неизданной. В основном это фантазии и вариации на темы русских народных песен, арий из опер, известных классических произведений, небольшие пьесы и танцы. Все эти произведения и сейчас остаются настоящей жемчужиной литературы для семиструнной гитары.

>>Посмотрите

Мастер-виртуоз Высотский

Другим замечательным музыкантом, посвятившим себя русской семиструнной гитаре, был Михаил Тимофеевич Высотский. В юности он учился у С.Н. Аксенова, ученика Сихры, а в дальнейшем совершенствовался самостоятельно. И благодаря упорным занятиям и большому музыкальному таланту вскоре достиг виртуозности в игре на гитаре. Перебравшись в Москву в 1813 году, он быстро завоевал популярность как исполнитель и преподаватель, а также стал сочинять для семиструнной гитары в основном вариации на темы русских народных песен.

Михаил Тимофеевич Высотский

Исполнительские способности и талант Высотского высоко ценились современниками. Его игра «соединяла мощь арфы с певучестью скрипки» и «оставляла такое впечатление, которое не передашь никакими нотами и словами».

Кроме того, Высотский был превосходным импровизатором и никогда не играл произведений одинаково: каждое новое исполнение и проведение темы было богаче и сочнее предыдущего. Такое свободное прелюдирование он называл «пробами» и мог часами играть такого рода импровизации, никогда не повторяясь.

Среди поклонников его творчества был и М.Ю.Лермонтов, посещавший его со своими университетскими друзьями. Под впечатлением одного из визитов он написал и подарил Высотскому стихотворение «Звуки».

Еще один интересный эпизод связан со встречей Высотского с Фернандо Сором. Сор, будучи с концертами в Москве, изъявил желание послушать Высотского. И специально для этого один из любителей гитары организовал концертный вечер. Пришел и Высотский, наотрез отказавшись играть первым, угрюмо забился в угол. Сор много и блестяще играл в этот вечер даже по фортепианным нотам прямо «с листа», но после пристали к Высотскому. Тот по своему обыкновению взял гитару и стал ее «пробовать», да так и остался на этих «пробах» на два с половиной часа. Впечатление было такое сильное, что Сор в отчаянии заявил, что «после такого артиста ему совестно взять в руки свою гитару и он готов разбить ее об пол».

>>Посмотрите

Русская семиструнная гитара стараниями ярких и самобытных музыкантов приобрела широчайшее распространение в нашей стране во всех слоях общества и стала одним из символов многоликой русской музыкальной культуры, который в настоящее время переживает возрождение интереса и популярности.

>>Посмотрите

 

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
22.08.2022
Что нужно для занятий по гитаре: must have для первых занятий

Сегодня поговорим о том, что нужно для занятий по гитаре — от способностей до аксессуаров.

Попутно обсудим некоторые мифы, связанные с обучением музыке вообще и гитары, в частности.

30.09.2022
Как подружиться с триолями

Целая нота может делиться и на другое количество частей — на пять, что рождает более сложные музыкальные размеры.

Один из самых популярных и используемых в музыке вариантов деления — это триоли, то есть деление ноты на три равные части.

10.01.2024
Паук: как играть самое важное упражнение

На начальном этапе обучения игре на гитаре очень важно заложить прочный фундамент правильной и уверенной техники исполнения. Игра на гитаре связанна с тренировкой нервной системы и мышц музыканта. В этом смысле она напоминает вид спорта, но с участием мелкой моторики.