История русской семиструнной гитары
29.08.2023

История русской семиструнной гитары

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Этот инструмент, причисляющийся некоторыми искусствоведами к русским народным инструментам, пользовался повсеместной любовью. И хоть сегодня он встречается все реже, интерес к национальным традициям воскрешает и увлечение семиструнной гитарой.

Правда, исполнителей и педагогов русской семиструнной остается по-прежнему немного. История ее очень интересна, о ней и поговорим.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков


Когда и как русская семиструнная гитара попала в Россию

В России инструмент появился в середине XVIII века – его завезли сюда иностранцы, приезжающие к императорскому двору. В основном это были итальянцы, их музыкальные традиции всегда были очень сильны. И именно в Италии в это время наблюдался невероятный бум гитарной культуры.

Завезенная гитара имела сначала 4, затем 5 и 6 струн. Но большим успехом такая гитара не пользовалась. Все изменилось, когда в конце XVIII века известный гитарист-виртуоз и композитор Андрей Осипович Сихра модернизировал гитару до семиструнного варианта и предложил необычный строй в Соль-мажоре. Именно в таком виде гитара в России быстро завоевала успех.

>>Посмотрите

Виртуоз семиструнки - Сихра

Андрей Осипович Сихра — известный музыкант, гитарист-виртуоз, преподаватель и композитор того времени. Во многом благодаря его деятельности семиструнная гитара в России обрела популярность значительно больше, чем гитара шестиструнная.

Сихра - виртуоз игры на семиструнной гитаре

Проявив с ранних лет музыкальные способности, Сихра сначала учился играть на арфе. И добился настоящих высот, став виртуозом. Так же мастерски он овладел игрой и на шестиструнной гитаре, но позднее оставил эти инструменты в пользу семиструнной гитары, которой и посвяти все свои силы.

Поселившись с 1805 года в Москве, а спустя 15 лет перебравшись в Петербург, Сихра вел неутомимую работу по усовершенствованию семиструнной гитары, занимался активной концертной и преподавательской деятельностью.

Среди его друзей были известнейшие композиторы того времени Варламов и Драгомыжский. Даже сам Глинка прислушивался к его профессиональному мнению.

Андрей Осипович Сихра оставил после себя громадное наследие — около 1000 гитарных произведений, большая часть которых так и осталась неизданной. В основном это фантазии и вариации на темы русских народных песен, арий из опер, известных классических произведений, небольшие пьесы и танцы. Все эти произведения и сейчас остаются настоящей жемчужиной литературы для семиструнной гитары.

>>Посмотрите

Мастер-виртуоз Высотский

Другим замечательным музыкантом, посвятившим себя русской семиструнной гитаре, был Михаил Тимофеевич Высотский. В юности он учился у С.Н. Аксенова, ученика Сихры, а в дальнейшем совершенствовался самостоятельно. И благодаря упорным занятиям и большому музыкальному таланту вскоре достиг виртуозности в игре на гитаре. Перебравшись в Москву в 1813 году, он быстро завоевал популярность как исполнитель и преподаватель, а также стал сочинять для семиструнной гитары в основном вариации на темы русских народных песен.

Михаил Тимофеевич Высотский

Исполнительские способности и талант Высотского высоко ценились современниками. Его игра «соединяла мощь арфы с певучестью скрипки» и «оставляла такое впечатление, которое не передашь никакими нотами и словами».

Кроме того, Высотский был превосходным импровизатором и никогда не играл произведений одинаково: каждое новое исполнение и проведение темы было богаче и сочнее предыдущего. Такое свободное прелюдирование он называл «пробами» и мог часами играть такого рода импровизации, никогда не повторяясь.

Среди поклонников его творчества был и М.Ю.Лермонтов, посещавший его со своими университетскими друзьями. Под впечатлением одного из визитов он написал и подарил Высотскому стихотворение «Звуки».

Еще один интересный эпизод связан со встречей Высотского с Фернандо Сором. Сор, будучи с концертами в Москве, изъявил желание послушать Высотского. И специально для этого один из любителей гитары организовал концертный вечер. Пришел и Высотский, наотрез отказавшись играть первым, угрюмо забился в угол. Сор много и блестяще играл в этот вечер даже по фортепианным нотам прямо «с листа», но после пристали к Высотскому. Тот по своему обыкновению взял гитару и стал ее «пробовать», да так и остался на этих «пробах» на два с половиной часа. Впечатление было такое сильное, что Сор в отчаянии заявил, что «после такого артиста ему совестно взять в руки свою гитару и он готов разбить ее об пол».

>>Посмотрите

Русская семиструнная гитара стараниями ярких и самобытных музыкантов приобрела широчайшее распространение в нашей стране во всех слоях общества и стала одним из символов многоликой русской музыкальной культуры, который в настоящее время переживает возрождение интереса и популярности.

>>Посмотрите

 

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
25.11.2022
Остинато: хитрый прием для тех, кто хочет улучшить игру

Начинающему может показаться, что для улучшения техники игры нужно разучивать более сложные приемы игры (мол, именно они делают звучание интереснее).

Однако практика показывает, что простые приемы ничуть не хуже. Вдобавок они не требуют много времени на освоение и поддержание навыка.

Остинато — как раз один из таких приемов. Это музыкальная техника на основе многократного повторения одного и того же музыкального фрагмента: мелодической или ритмической фигуры, гармонического хода или даже отдельной ноты.

02.05.2023
Необыкновенная японская музыка: что нужно о ней знать

Давайте совершим небольшое путешествие в прошлое и проследим пути развития японской музыки от древности до наших дней.

25.12.2018
Гитары, какими они бывают

Главное отличие классической гитары от акустической  ̶  струны, они нейлоновые, тогда как у акустики, которую часто называют «эстрадной» - струны металлические.