История медиатора: чем играли на гитаре раньше и кого благодарить за современный плектор

История медиатора: чем играли на гитаре раньше и кого благодарить за современный плектор

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

На протяжении более 2000 лет музыканты пользуются специальными приспособлениями для извлечения звука из струны – плектром. Оказывается, это слово появилось еще в Древней Греции и означает (буквально) «то, чем ударяют по струне».

Важность этой маленькой штуки сложно переоценить. Мы можем в гостях взять в руки чужую гитару, достать любимый медиатор и извлекать привычные звуки. Но стоит даже на собственном, знакомом инструменте поиграть чужим медиатором, как играть становится в разы труднее и неудобнее.

Медиатор — вещь совершенно не обязательная для игры. Классические гитаристы им практически не пользуются, электрогитаристы часто пользуют собственные ногти и даже монеты.

И всё же, такая, эта на первый взгляд незначительная мелочь на протяжении всей истории струнных инструментов всегда была в большом почете и даже стала символом гитарной культуры.

Давайте разбираться в эволюции медиатора и проследим его историю от древнейших времен до наших дней.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Откуда взялись медиаторы

Первые подобия медиаторов появились еще в Древней Греции и использовались для игры на лире.

Изображения музыкантов, использующих плектр, сохранились на многих археологических находках того времени.

История медиаторов

По конструкции медиатор тех времен не сильно отличался от современных: у него был «захват» и остриё из кости или дерева.

Медиаторы различных форм и размеров встречались практически во всех развитых культурах. Индийский Сарод, например, всегда игрался с помощью плектра каплеобразной формы из скорлупы кокоса. А вот для арабского Уда, непосредственного прапрадеда современной гитары, использовали медиатор мало похожий на современный.

До конца XIX века наиболее распространенным материалом для изготовления плектров были сердцевины птичьих перьев. На смену пришли плектры из панцирей черепах, которые оставались популярными вплоть до середины XX века. В то время не существовало промышленного производства медиаторов, все делали вручную. Поэтому медиаторы имели неоднородную форму, размер и толщину.

Черепаховый панцирь хорошо подходил по своим свойствам для изготовления медиаторов: он достаточно твердый, удобно лежит в руке и создает хорошую кромку для атаки струны. Кроме аксессуаров для гитары этот материал активно использовали для производства множества мебели, декора и украшений. К сожалению, это привело к почти полному истреблению черепах и в итоге к запрету на использование панцирей как материала для производства.

Кто изобрел современную версию медиатора

Медиатор в своем современном виде появился в 20-е годы XX века в Нью-Йорке благодаря итальянцу Луиджи Д`Андреа. Луиджи был предприимчивым парнем, жил в «Маленькой Италии» и занимался продажей пылесосов жителям своего квартала. Однажды проходя через расположенные неподалеку промышленные районы, Луиджи наткнулся на распродажу материалов и оборудования для производства компактных наборов женской косметики. Потратив всю мелочь, он купил несколько листов целлулоида с «черепаховым» принтом.

Дома предприниматель стал изготавливать собственные наборы косметики: он вырезал сердцевидные кусочки из целлулоида. Тогда его восьмилетний сын Тони заметил, как сильно они напоминают плектры для мандолины, которые использовал его кузен Примо. Предчувствуя удачу и взяв с собой Тони в качестве переводчика, Луиджи отправился в местный музыкальный магазин и продал свою первую коробку плектров за 10$ (в пересчете на сегодняшний день около 150$).

Так началась история современного медиатора – аксессуара №1 после появления звукоусиления и более «громких» стилей музыки.

Кстати, медиаторы уже давно являются предметом коллекционирования – это тоже произошло отчасти благодаря Луиджи Д`Андреа, так как именно его компания изобрела печать на медиаторах и «именной» дизайн.

Хотите знать больше из истории музыкальных инструментов и аксессуаров? Записывайтесь на наши курсы обучения игры на гитаре или проходите курс теории музыки. Удовольствие и массу интересных материалов гарантируем!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
11.04.2023
Кубинский гений Лео Брауэр

Изучая современную классическую гитарную музыку, трудно обойти вниманием одного из самых необычных, оригинальных, новаторских композиторов — Лео Брауэра.

24.10.2023
Трезвучия в широком расположении

Двигаясь по пути музыкального развития, наибольшее наслаждение и удовлетворение мы получаем от сочинения собственных композиций. Это всегда захватывающий процесс, в котором можно «завязнуть» на несколько часов.


01.06.2022
Почему дребезжат струны на гитаре?

Гитарист рано или поздно сталкивается с проблемой дребезжания струн в акустической или классической гитаре. Постараемся разобраться в базовых причинах дребезга и основных методах его решения.

Более точную причину вам подскажут гитарные мастера. Но часто ситуацию можно проанализировать самостоятельно и понять причины, логику, пути и механизмы решения данной проблемы.