История классической гитары: испанский виртуоз Хосе Фернандо Макарио Сор
30.05.2023

История классической гитары: испанский виртуоз Хосе Фернандо Макарио Сор

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Продолжая исследовать историю развития классической гитары, хочется выделить испанского композитора и исполнителя эпохи первого расцвета инструмента, конца XVIII начала XIX века — Хосе Фернандо Макарио Сора. Его исполнительская, композиторская и преподавательская деятельность оказала огромное влияние на развитие гитарного искусства тех времен.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

История взаимной любви к музыке

Родился Сор в Барселоне в 1778 году. Мальчик проявил выдающиеся музыкальные способности уже в раннем детстве. В возрасте 5 лет он сочинял маленькие песенки под собственный аккомпанемент. Так же рано он изучил игру на скрипке и виолончели.

Музыкальное образование он получил в одном из католических монастырей Барселоны, у настоятеля которого были отличные музыкальные способности. Сначала Сор под его руководством был певчим в хоре. Здесь мальчик изучил гармонию, контрапункт и композицию. К 13 годам он самостоятельно смог сочинить торжественную мессу для солистов, хора и органа.

Завершив обучение в монастыре, музыкант вернулся в родной город. Здесь он всем сердцем полюбил итальянскую оперу. Спустя некоторое время он пробует свои силы в сочинении произведений этого жанра. И уже в 1797 году состоялась премьера первой оперы Сора «Телемак». В том же году ее с успехом поставили и в Венеции. Так имя Сора стало известно в Италии.

Молодой музыкант поселился в Мадриде и нашел покровителей, чтобы полностью отдаться сочинению музыки. Симфонии, квартеты и другие произведения этого периода ярко демонстрируют талант и растущее композиторское мастерство.

В это же время Сор сильно усовершенствовал и свою гитарную технику, пользуясь популярной в тех краях гитарной школой Моретти.

В музыкальном мире того времени было не так уж много основополагающих музыкальных центров — Вена, Берлин, Лондон, Париж. Каждый музыкант, мечтающий о высокой карьере и признании, отправлялся искать счастья в один из этих городов.

Сор не был исключением. В 1808 году после непродолжительной службы в армии он отправился в Париж, где познакомился с лучшими музыкантами, которые сразу признали талант испанца, его композиторские способности и способности к игре на гитаре.

Настоящую сенсацию произвели гитарные концерты Сора в Лондоне, где он сумел завоевать авторитет и под покровительством английских аристократов стал вести концертную и преподавательскую деятельность, параллельно давая концерты в Лондонском филармоническом обществе. Здесь поставили его оперы:

  • «Телемак»,

  • «Ярмарка в Смирне»,

  • балет «Сандрильона» и другие.

Все это сильно упрочило его славу как композитора.

Путешествие в Россию

В 1823 году, вместе со своей супругой (французской балериной), испанец отправляется в Россию. В этой поездке их обоих сопровождал большой коммерческий и художественный успех. Жена Сора стала прима-балериной, она занималась постановкой балетов мужа на сцене большого театра. Сам же Сор, помимо частных выступлений в домах аристократов, с большим успехом принял участие в нескольких крупных концертах.

Во время одной из поездок в Петербург его даже пригласили ко двору императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Все это сулило Сору блестящие перспективы в России. Он собирался остаться здесь навсегда, наслаждаясь всеобщим признанием и ошеломляющим успехом.

Его балет «Сандрильона» в 1925 году открыл Большой театр в Москве. На похоронах Александра I исполнили его «Траурный марш», а по случаю коронования нового императора Николая I в Москве поставили балет Сора «Геркулес и Омфала».

Но после смерти своей высокой покровительницы музыкант в спешке вынужденно покидает Россию. По одной из версий, причиной столь скорого «бегства» Сора стала «чрезвычайно опасная любовная авантюра». Впоследствии композитор написал дуэт для двух гитар — «Воспоминание о России» на мотивы русских песен.

После возвращения в Европу удача стала отворачиваться от Сора: гитара стала выходить из моды, а вместе с ней стали забывать и о великом композиторе. Его новые концерты в Лондоне остались незамеченными. Материальное положение все ухудшалось, и в 1839 году Сор умер, полузабытый даже своими друзьями-музыкантами.

Театральная музыка испанца не пережила испытания временем, но продолжают жить многие его гитарные сочинения. В отличие от Джульяни и других итальянских гитаристов-композиторов тех времен, музыка Сора не рассчитана на чисто внешний эффект. Она скорее в духе венских классиков: богата средствами выразительности, доскональным знанием инструмента и его особенностей. По-прежнему одной из самых известных остается школа игры на гитаре Сора в четырех частях, где он подробнейшим образом разбирает особенности гитарной техники. Записывайтесь на онлайн-курсы обучения игры на гитаре и обязательно попробуйте разучить произведения этого гениального композитора, чей вклад в гитарное искусство поистине неоценим!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
24.08.2022
Самые популярные русские романсы для гитары

Давно ли этот инструмент пришел к нам? Достаточно для того, чтоб появились русские семиструнные, а также чтобы появилось целое отдельное направление – русский романс для гитары.

30.12.2022
Фишки легенд: Джимми Хендрикс

Мы не призываем копировать игру Джимми Хендрикса — все равно лучше его стиль никто не сыграет. Но очень полезно освоить его техники и использовать в игре, чтобы найти свое собственное звучание.

10.08.2022
Гитара как хобби: это дорого или дешево?

Пока одни задаются вопросом, можно ли заниматься гитарой дома, другие рассматривают практическую сторону: дешево или дорого заниматься игрой на гитаре?

Мы решили подсчитать, во сколько «выстрелит» музицирование. Особенно актуально для музыканта, который только начинает свой путь.