История гитарных «педалей»
14.02.2023

История гитарных «педалей»

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Совсем не давно гитарные эффекты обработки были исключительно студийными инструментами, результатом экспериментов ведущих инженеров и музыкантов. Отличный пример — Лес Пол, создавший эффект эхо с помощью пленочного магнитофона.

С момента появления гитарного звукоусиления, изначально предназначенного для того, чтобы гитару было слышно в больших оркестрах, производители музыкального оборудования стали искать новые пути для реализации возможностей инструмента.

Сегодня мы заглянем в прошлое — познакомимся с историей возникновения гитарных «педалей» и разберемся, как они обрели мировую популярность и стали стандартом звучания.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

История «педалей»: как все начиналось

Первой попыткой добавить дополнительную выразительность звуку гитары стала Electro Vibrola Spanish — гитара фирмы Rickenbacker, которую производили между 1938 и1942 годом. Особенностью инструмента был встроенный мотор, двигающий бридж и создающий эффект вибрато.

Через некоторое время на заводе Rowe Industries создали первый самостоятельный гитарный эффект DeArmond Model 601 Tremolo Control, так же известный как Trem-Trol, поступивший в продажу в 1946 году. Прибор создавал эффект тремоло: сигнала проходил через электролитическую жидкость, в которой специальный мотор создавал колебания, что выражалось в колебаниях громкости. 

Педали для игры на гитаре

Звук этого прибора можно услышать на записи 1955 года известной композиции Bo Diddley, которая навсегда изменила ритм рок-н-ролла.

Такие ранние «педали» были неудобны в повседневной эксплуатации из-за громоздкости, хрупкости и цены. Однако вместе с широким распространением транзисторов в 60-х годах, появилась возможность конструировать более легкие и доступные приборы.

В 1962 гг. выпустили первую в истории педаль дисторшн — The Gibson Maestro Fuzz-Tone. Прибор был основан на схеме от инженеров Глена Снодди и Ревиса Хоббса. Они пытались получить звук, возникший случайно, когда выходной транзистор студийного пульта записи стал причиной перегрузки басового сигнала при записи кантри-баллады «Don`t Worry» Марти Роббинса. 

 Педали для гитары

Правда, фирма Гибсон объясняла возникновение этого эффекта желанием изменить гитарный звук и сделать его более похожим на звучание других инструментов (например, медных духовых).

В 1962 году было произведено 5000 приборов. Но продажи шли плохо, пока в 1965 году Кейт Ричардс не использовал Fuzz-Tone на записи группы The Rolling Stones «(I Can`t Get No) Satisfaction». После этого звук педали стал очень востребован и узнаваем. Ричардс рассказывал, что как раз пытался создать звук духовых для главного рифа песни.

Для удовлетворения неожиданно выросшего спроса Гибсон выпустили FZ-1A Fuzz-Tone и превысили планку 40000 приборов. В это же время еще несколько компаний заявили о производстве похожих эффектов, например, Burns Buzzaround, Macaris Tone Bender и the Electro-Harmonix LPB-1 (который позже стал the Big Muff Pi), а также Arbiter Fuzz Face (его использовал Джимми Хендрикс на «Are You Experienced» в 1967 году).

В то же время произошло еще одно важнейшее открытие — тоже почти случайно.

Из-за популярности группы The Beatles вырос спрос на английские усилители Vox. Возникла необходимость производить их в США, чем занялась фирма Thomas Organ Company.

Один из инженеров компании, Брэд Планкет, получил задачу найти способ удешевления производства. Пытаясь заменить один из потенциометров в усилителе более дешёвым, он заметил странный эффект: при повороте ручки менялась частота. Поняв, как это можно использовать, Планкет взял педаль громкости от органа Vox Continental и заменил в ней потенциометр на найденный, добавил батарейку. При опускании педали акцентировались нижние частоты, а при поднятии — верхние. Так и возник известный «Wah-Wah» эффект, который был назван «Cry Baby».

К сожалению для Томаса Органа, никто не зарегистрировал право на это название. И в 1966 году компания Dunlop выпустила свою версию Cry Baby, которая стала очень популярной и повлияла на звук стилей диско и фанк в 70-е. 

Педали ля гитары 

По мере развития гитарных эффектов до размера настоящей индустрии на рынке появлялись всё новые компании. Roland BOSS стали выпускать педали в 1977 году, в последующие годы выпустив классическую BOSS DS-1. А в 1976 году компания Electro-Harmonix создала первую компактную педаль эхо — Memory Man. 

Педали для гитары

Обязательно попробуйте поиграть с этим гитарным аксессуаром — вы познаете новые грани звука и разнообразите привычную игру. Быстрее и легче тренировка пройдет под присмотром опытного преподавателя, можете смело записываться на курсы игры на гитаре и набираться опыта с профессиональными гитаристами.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
30.05.2023
История классической гитары: испанский виртуоз Хосе Фернандо Макарио Сор

Хочется выделить испанского композитора и исполнителя эпохи первого расцвета инструмента, конца XVIII начала XIX века — Хосе Фернандо Макарио Сора.

26.11.2018
Как правильно хранить гитару

Любой музыкальный инструмент требует ухода, и гитара не исключение. Есть несколько факторов, способных ухудшить звучание гитары или даже привести её в полную негодность. Расскажем вам о том, что отрицательно влияет на состояние и звучание инструмента, чтобы вы могли избежать проблем.

06.06.2023
Музыкальный слух: зачем он нужен и можно ли его развить?

Как часто можно встретить отчаявшихся гитаристов, сетующих на музыкальные занятия: «Да мне медведь в детстве на ухо наступил, это безнадежно».

Согласно такой позиции музыкальный слух — это дар, что дается от бога при рождении. И если уж не дано, то и шансов развить его практически нет.