История джазовых стилей, часть 1: от начала века до 50-хх

История джазовых стилей, часть 1: от начала века до 50-хх

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по "Теории музыки для гитариста" и "Джазовой гитаре" на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Джаз — один из самых загадочных и сложных музыкальных стилей, который требует подготовки для полноценного восприятия. Его сложность в форме, гармонии, мелодии и ритме делает джаз не просто музыкой, но и важной частью культурного и социального контекста. Во все времена джаз был способом выражения социальных взглядов и борьбы за права, принципов и свободу.

Зародившись в начале XX века, джаз прошел путь от простых форм до невероятного разнообразия жанров и стилей. За менее чем сто лет он преодолел тот же путь, который классическая музыка проходила за 400 лет. Сегодня джаз включает в себя самые разные направления — от быстрых, агрессивных темпов до медленных, мелодичных композиций. В истории джаза каждый найдет что-то для себя, независимо от предпочтений.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Ранний джаз и диксиленд

Всё началось в 1910-х годах в бурлящем культурном котле Нового Орлеана, где музыканты начали играть старинные военные марши с особым раскачивающим ритмом, который позже был назван свингом. Без нотных партитур и с небольшими ансамблями, основное внимание уделялось импровизации, где музыканты играли мелодии по слуху. 

В это время, объединив африканские музыкальные традиции блюза, госпела и спиричуэлс с европейским наследием, родился стиль, известный сегодня как Ранний Джаз или Диксиленд. Для него характерна коллективная импровизация, что напоминает полифонию в классической музыке, ставшей популярной в её расцвете.

«Золотой век» джаза и Эра Бигбэндов

По мере того как джаз становился популярным, размеры ансамблей начали увеличиваться. Это потребовало большей организованности и слаженности, что привело к созданию больших оркестров и аранжировок для них. Период, когда джаз стал транслироваться по радио, использоваться в кино и театре, называют «Золотым веком джаза». Это был момент, когда джаз стал первой коммерчески успешной популярной музыкой. В этот период появились «джазовые стандарты», которые мы знаем и любим сегодня. Эту эпоху также называют Эрой Свига или Эрой Бигбэндов

Среди знаменитых музыкантов того времени — Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси, Джимми Ландсфорд, Томми Дорси, Бенни Гудмен, Гленн Миллер и другие.

Бибоп и новое направление

С началом Второй мировой войны изменились приоритеты в обществе, а многие музыканты были призваны в армию. В начале 40-х годов большие оркестры начали распадаться, и на их место пришли малые составы, называемые комбо бэндами. Вместо танцевального свинга на смену пришел Бибоп — стиль, характеризующийся агрессивной, быстрой музыкой и сложными импровизациями. Само название стиля является звукоподражанием: так именно звучали мелодии, играемые в этом направлении — би-боп

Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Бад Пауэлл, Теллониус Монк, Фэтс Наварро и другие музыканты создали стиль, который требовал от музыкантов не только виртуозного владения инструментом, но и глубоких знаний гармонии и креативности. Это был новый джаз, наполненный энергией и творческой свободой.

Кул джаз и его мелодичность

Как реакция на яркий и агрессивный Бибоп, в начале 50-х годов на западном побережье США начал развиваться более спокойный и мелодичный стиль — Кул джаз. Одним из пионеров этого направления стал трубач Майлз Дэвис, который, начиная с участия в квинтете Чарли Паркера, продолжил развивать свой собственный подход. Его альбом “Birth of The Cool” стал знаковым для стиля, представляя импрессионистические аранжировки Гила Эванса и новый подход к ансамблевому звучанию. 

Вторым важным представителем стиля стал трубач Чет Бэйкер, чей уникальный звук и спокойная манера игры покорили слушателей того времени. К числу других известных представителей Кул джаза можно отнести Била Эванса, Джима Холла, Джерри Маллигана, Ли Коница, Арта Пеппера и Стэна Гетца.

С течением времени джаз продолжал эволюционировать, но всегда оставался верен своей основе — свободной импровизации, гармоническим исследованиям и ритмическим инновациям. Он продолжает оказывать влияние на множество музыкальных стилей и не теряет своей актуальности даже в XXI веке. Если вы хотите научиться чувствовать ритм, импровизировать и передавать эмоции через музыку, записывайтесь на наши курсы игры на гитаре — погрузитесь в мир джаза вместе с нами!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
10.01.2023
Музыка и теория информации: почему мы воспринимаем не всю музыку

Иногда в процессе обучения мы можем заметить, что ранее сложная для восприятия музыка вдруг становится понятной, но почему так происходит? Почему одни и те же композиции одному кажутся божественными и гармоничными, а другому — страшным шумом?

Все эти особенности восприятия напрямую связаны с количеством информации, которое мы получаем во время прослушивания музыки. Но как это работает? Давайте разбираться вместе!

04.07.2023
Фрэнк Заппа – музыкант, композитор, гитарист-виртуоз

Личность Фрэнка Заппы часто называют неординарной и чуждой условностям. Он построил совершенно уникальную карьеру. Его музыкальное мастерство было настолько масштабным и волшебным, что его работы трудно отнести к какому-либо определенному жанру.

27.05.2022
Расположение нот на грифе гитары: зачем учить + советы, как запомнить

Посадите новичка за фортепиано, покажите ему одну ноту – и он сразу сыграет эту ноту во всех октавах и даже гамму до-мажор, так как нотная система на фортепиано визуально очень понятна, в ней легко выявить закономерности (белые-черные клавиши, повторяющиеся паттерны и т. д.). Дайте новичку в руки гитару покажите одну ноту и… ничего кроме этой ноты он сыграть не сможет.