Зачем нужен тритон и как его сыграть на гитаре: теория и немного практики
29.09.2022

Интервал «тритон»: что это, примеры и упражнения для тренировок

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Говорить об интервалах можно долго, все они очень разные и по-разному используются в музыке. Но есть все же один особенный — так называемый тритон.

История использования этого интервала длинна и неоднозначна. В средневековье в грегорианских хоралах его избегали, а теоретики оставляли без внимания. В эпоху возрождения — запрещали, считая интервал «дьявольским». Но по мере развития музыкальной культуры тритон уверенно входил в употребление.

Давайте разбираться, в чем же особенности этого интервала, где и как его используют в музыке и почему.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Суть тритона

Тритон – это интервал из трех целых тонов или шести полутонов.

С «официальной» точки зрения в тональности существует две разновидности этого интервала — увеличенная кварта (ув. 4) на IV ступени и уменьшенная квинта (ум.5) на VII. Эти интервалы состоят из одинаковых нот и являются обращениями друг друга.

Например, в нашей любимой тональности (До-мажор) увеличенная кварта будет строиться от Фа до Си, а уменьшенная квинта от Си до Фа. (рис.1 «тритон»)

Интервал тритон 

 

Важно также понимать функциональное значение ступеней из которых состоят эти интервалы в тональности. Для начала вспомните про устойчивые и неустойчивые ступени. IV и VII ступени — две самые неустойчивые в тональности, так как они в отличие от других отстоят от ближайших устойчивых всего на пол тона. (рис.2 «Гамма»).

 Интервал тритон

 

 Это делает тритон самым неустойчивым интервалом в тональности, а значит и главной движущей силой в главных элементах музыки — гармонии и мелодии. Именно тритон является той «горкой», с которой скатывается мелодия и происходит движение к разрешению. Происходит это по правилу разрешения отдельных ступеней, в самые устойчивые ступени — I и III, образуя часть главного тонического трезвучия. (рис.3 «разрешение»)

Разрешение интервала тритон 

 

Тритон — главная составная часть доминантсептаккорда, образованная III и bVII ступенями этого аккорда. Эти ступени и создают важнейший в музыке функциональный переход — от доминанты к тонике, заставляя двигаться вперед всю гармонию.

Можно взглянуть на интервал и с другой стороны: именно тритон делит октаву на 2 равные части по 6 полутонов. С этой точки зрения интересно его использование на гитаре, так как симметричное деление октавы создает простые для игры аппликатуры. Последовательность тритонов FBFBFB, сыгранная от шестой струны, дает так называемую «малую диагональ» — основу для множества интересных «фишек».

В первую очередь попробуйте играть эту последовательность нот с аккордом F7 или B7. Добавьте ритм — и сразу получатся интересные мелодические линии. Следующим шагом может стать добавление вводных звуков и опеваний для каждой ноты диагонали. Попробуйте добавить один звук на полтона ниже для каждой ноты и поэкспериментировать с ритмом — получиться необычное звучание в рамках выбранного аккорда (например, F7).

Из-за напряженного и «дьявольского» звучания тритон стали широко применять в тяжелых стилях гитарной музыки. Практически ни одна «металлическая» группа не обошла его своим вниманием.

Хороший пример — известный риф группы «Metallica» из песни «Enter Sandman».

А еще тритон часто используют при исполнении блюза. Именно в этом стиле популярно использование малых мажорных септаккордов (иначе доминантсептаккордов) с тритоном в составе.

«Трехаккордовый» или архаический блюзовый квадрат в тональности До-мажор состоит из 3 септаккордов I IV и V ступеней — C7, F7, G7. Интересно, что тритоны в составе этих аккордов отстоят друг от друга всего на полтона.

Для начала попробуйте сыграть тритон аккорда G7 — это будут как раз ноты F и B. Сыграйте их на 4 и 3 струнах — получился «кусочек» нашей диагонали. Теперь сдвиньте обе ноты на полтона вниз и получите E и Bb. Эти две ноты образуют тритон из C7. Сдвиньте обе ноты еще на полтона вниз до Eb и A и получите тритон из F7. Добавьте к этим тритонам их родные тоники в басу на 6 и 5 струнах и получите полноценные аккорды для блюза.

Хотите еще больше «фишек» и упражнений – записывайтесь на курсы игры на гитаре, хотите еще больше интересных материалов – читайте наш блог и дальше! Успехов в игре!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
21.04.2023
Прерванный каданс — неожиданный ход гармонии

При написании собственных композиций нам приходится придумывать аккорды к написанной мелодии. И придумать что-то необычное и оригинальное очень сложно.

01.03.2021
Трезвучия. С чем их едят?

Музыка, как известно, это универсальный язык, способный передать слушателям всю палитру эмоций произведения. Именно этим языком разговаривает автор, закладывая свои уникальные идеи, структурно сочетая тембры, ноты, ритмы, слова и т.д. Но, что же такое трезвучие в музыке? Разберем эту тему поподробнее.

11.07.2022
Что такое обращения аккордов и как это использовать

Если вы только начинаете свой музыкальный путь, то уже наверняка успели заметить, что аккордов не так уж много. Как же тогда играть одни и те же аккорды так, чтобы они звучали по-другому, но не ломали общее настроение произведения?