Зачем нужен тритон и как его сыграть на гитаре: теория и немного практики
29.09.2022

Интервал «тритон»: что это, примеры и упражнения для тренировок

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Говорить об интервалах можно долго, все они очень разные и по-разному используются в музыке. Но есть все же один особенный — так называемый тритон.

История использования этого интервала длинна и неоднозначна. В средневековье в грегорианских хоралах его избегали, а теоретики оставляли без внимания. В эпоху возрождения — запрещали, считая интервал «дьявольским». Но по мере развития музыкальной культуры тритон уверенно входил в употребление.

Давайте разбираться, в чем же особенности этого интервала, где и как его используют в музыке и почему.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Суть тритона

Тритон – это интервал из трех целых тонов или шести полутонов.

С «официальной» точки зрения в тональности существует две разновидности этого интервала — увеличенная кварта (ув. 4) на IV ступени и уменьшенная квинта (ум.5) на VII. Эти интервалы состоят из одинаковых нот и являются обращениями друг друга.

Например, в нашей любимой тональности (До-мажор) увеличенная кварта будет строиться от Фа до Си, а уменьшенная квинта от Си до Фа. (рис.1 «тритон»)

Интервал тритон 

 

Важно также понимать функциональное значение ступеней из которых состоят эти интервалы в тональности. Для начала вспомните про устойчивые и неустойчивые ступени. IV и VII ступени — две самые неустойчивые в тональности, так как они в отличие от других отстоят от ближайших устойчивых всего на пол тона. (рис.2 «Гамма»).

 Интервал тритон

 

 Это делает тритон самым неустойчивым интервалом в тональности, а значит и главной движущей силой в главных элементах музыки — гармонии и мелодии. Именно тритон является той «горкой», с которой скатывается мелодия и происходит движение к разрешению. Происходит это по правилу разрешения отдельных ступеней, в самые устойчивые ступени — I и III, образуя часть главного тонического трезвучия. (рис.3 «разрешение»)

Разрешение интервала тритон 

 

Тритон — главная составная часть доминантсептаккорда, образованная III и bVII ступенями этого аккорда. Эти ступени и создают важнейший в музыке функциональный переход — от доминанты к тонике, заставляя двигаться вперед всю гармонию.

Можно взглянуть на интервал и с другой стороны: именно тритон делит октаву на 2 равные части по 6 полутонов. С этой точки зрения интересно его использование на гитаре, так как симметричное деление октавы создает простые для игры аппликатуры. Последовательность тритонов FBFBFB, сыгранная от шестой струны, дает так называемую «малую диагональ» — основу для множества интересных «фишек».

В первую очередь попробуйте играть эту последовательность нот с аккордом F7 или B7. Добавьте ритм — и сразу получатся интересные мелодические линии. Следующим шагом может стать добавление вводных звуков и опеваний для каждой ноты диагонали. Попробуйте добавить один звук на полтона ниже для каждой ноты и поэкспериментировать с ритмом — получиться необычное звучание в рамках выбранного аккорда (например, F7).

Из-за напряженного и «дьявольского» звучания тритон стали широко применять в тяжелых стилях гитарной музыки. Практически ни одна «металлическая» группа не обошла его своим вниманием.

Хороший пример — известный риф группы «Metallica» из песни «Enter Sandman».

А еще тритон часто используют при исполнении блюза. Именно в этом стиле популярно использование малых мажорных септаккордов (иначе доминантсептаккордов) с тритоном в составе.

«Трехаккордовый» или архаический блюзовый квадрат в тональности До-мажор состоит из 3 септаккордов I IV и V ступеней — C7, F7, G7. Интересно, что тритоны в составе этих аккордов отстоят друг от друга всего на полтона.

Для начала попробуйте сыграть тритон аккорда G7 — это будут как раз ноты F и B. Сыграйте их на 4 и 3 струнах — получился «кусочек» нашей диагонали. Теперь сдвиньте обе ноты на полтона вниз и получите E и Bb. Эти две ноты образуют тритон из C7. Сдвиньте обе ноты еще на полтона вниз до Eb и A и получите тритон из F7. Добавьте к этим тритонам их родные тоники в басу на 6 и 5 струнах и получите полноценные аккорды для блюза.

Хотите еще больше «фишек» и упражнений – записывайтесь на курсы игры на гитаре, хотите еще больше интересных материалов – читайте наш блог и дальше! Успехов в игре!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
09.12.2022
Функциональная и модальная гармония в музыке: что это, чем отличаются

С точки зрения гармонии в истории музыки можно выделить два важнейших для нас раздела: функциональная гармония и модальная гармония (нефункциональная). Эти две разновидности покрывают 99% современных поп, рок, хип-хоп, джаз композиций.

Как и в любом другом деле формирование закономерностей исторически происходило от простого к сложному. Первой сформировалась функциональная гармония, о ней мы и поговорим в первую очередь.

05.08.2022
5 исполнителей, с которых можно начать изучение блюза

За свою столетнюю историю блюз породил несколько разных поджанров, десятки интереснейших исполнителей и сотни отличных песен. С чего же начать все это изучать?

25.07.2023
Как стать мастером «боя»

Процесс аккомпанемента на гитаре требует развития двух важных навыков игры:
1.    Знания аккордов и умения хорошо передать ритм песни с помощью «боя»
2.    Ритмического рисунка в правой руке.