Игра в группе: ожидания и реальность

Игра в группе: ожидания и реальность

Алексей Чесноков

Музыкант, фингерстайл-гитарист, автор статей в PimaLive

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Частой целью многих музыкантов становится создание своей группы. Эпохи джаза и рок-музыки очень романтизировали игру в ансамблях, хотя это далеко не такое простое и романтическое занятие, как изначально кажется.

Сегодня мы разберем самые главные заблуждения об игре в коллективе: расскажем, как все на самом деле, с чем придется столкнуться музыканту, а также дадим советы по решению неожиданных проблем.

Итак, какие ошибки и неправильные ожидания вас ждут?

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Репетиции можно проводить редко

Часто музыканты к этому совершенно не готовы и думают, что количества репетиций раз в две недели достаточно. К сожалению, это не работает: помимо того, что каждый должен выучить свою партию, еще нужно научиться играть вместе и слушать друг друга.

Не верите? Придите на репетиционную базу на час раньше и послушайте совсем новичковую группу, где участники пытаются синхронно играть разученные партии. Как раз про это написано в басне Крылова про лебедя, рака и щуку.

Чтобы такого не происходило, репетировать нужно не меньше 2 раз в неделю: такой темп поможет помнить разученное на прошлых репетициях и работать над новым материалом.

Все занимаются всем

В редком случае все участники группы пишут музыку и тексты. Правильнее разграничить обязанности.

Кроме того, кто-то должен вести соцсети, организовывать репетиции и выступления, составлять план отработки нового материала. Отдельный человек должен записывать основные партии, чтобы материал не забывался и терялся, если его долго не исполняют.

Если грамотно распределить эти обязанности на всех, каждый будет чувствовать свою роль и важность в коллективном процессе.

Лидер решает все

В группе кроме вас есть и другие, им тоже хочется вносить свою лепту и воспользоваться шансом «прозвучать».

Композиции в стиле «концерт для бас-гитары с оркестром» не так интересны слушателям, как хорошо сбалансированные треки, где каждый инструмент занимает свое место и пытается затмить все остальные. 

Музыка — это гармония всех музыкальных частей, а не соревнование «кто кого обыграет». Вам об этом подробно расскажут на бесплатном занятии курса теории музыки. Очень важно уметь высказывать свои мысли и слушать друг друга.

Гармоничный коллектив — тот, где каждый играет, что ему нравится, и влияет на конечный результат.

Хрестоматийным примером будет творчество рок-группы Led Zeppelin. Гитарист Джимми Пейдж, басист Джон Пол Джонс и ударник Джон Бонэм — выдающиеся музыканты. Но в их творчестве масса песен, где они играют элементарные партии просто потому, что именно такие и нужны конкретным песням.

В данной песне Джон Бонэм, один из самых техничных ударников в истории рок-музыки, без тени сомнений исполняет простейшую партию — поочередно бьёт правой ногой (бочка) и левой (удар тарелки хай-хэт).

Все участники коллектива одинаково активны

Активистам придется «тащить» более пассивных музыкантов. Не у всех достаточно мотивации и интереса, многие плывут по течению и не проявляют энтузиазма и инициативы.

Но это неплохо: такие музыканты обычно исправно учат партии и ходят на репетиции, хоть и пассивны в других вопросах. Можно до бесконечности искать более мотивированных людей, но лучше взять инициативу на себя. Если же в коллективе все будут проявлять активность, договориться будет крайне сложно (а на практике – вовсе невозможно).

Одинаковый состав на десятилетия

Нужно быть готовым к тому, что состав группы будет меняться. В жизни происходит всякое, интересы и серьезность участников со временем могут меняться.

В группу приходят и уходят разные люди — это абсолютно нормально. Важно создать костяк мотивированных музыкантов, которые четко знают, какую музыку хотят играть. Тогда уход кого-то из менее вовлеченных не будет большой проблемой.

Нужно быть готовым сбросить «балласт». Звучит ужасно, но так и есть: если чувствуете, что кто-то из музыкантов тянет группу вниз, не развивается, прогуливает репетиции, накаляет атмосферу внутри коллектива — от такого человека надо избавляться, каким бы хорошим музыкантом он ни был.

Практика показывает: адекватный человек со средними музыкальными способностями скорее разучит партии или даже освоит новый инструмент, чем безответственный виртуоз перестанет разрушать коллектив изнутри.

Вы и так хороши, развиваться дальше некуда

Нужно быть готовым постоянно совершенствоваться в игре. Это потребность может возникнуть не сразу, а после записи нескольких песен, когда всем участникам захочется более сложного и интересного.

Отсутствие прогресса в коллективе может вызвать недовольство более опытного музыканта. Тогда он спустя время захочет покинуть интересный проект. Поэтому важно постоянно разучивать новые техники и произведения, прогрессируя как музыкант и развиваясь внутри своего музыкального жанра. Это касается как более сильного музыканта, так и менее виртуозных членов группы.

Внимание! Мы не призываем отказываться от мечты. Напротив, мы хотим открыть глаза, чтобы вы начали думать над решением проблем до момента их появления. Тогда ваш музыкальный путь в коллективе будет максимально веселым и творческим, непринужденным и интересным.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
07.04.2023
Тайны мастерства: визуализация на занятиях гитарой

Развитие музыкальных способностей само по себе — процесс небыстрый, так как он включает множество комплексных навыков. Но существует ряд техник, которые помогут извлечь из занятий максимум пользы и позволят ускорить прогресс.

19.09.2023
Ноты или табы – вот в чем вопрос

Как только начинающий гитарист преодолевает первые сложности игры (уверенно прижимает струны, ставит аккорды и играет перебором), ему сразу хочется освоить новые композиции и расширить репертуар.

13.01.2023
Камерная музыка: когда появилась, кто и как ее исполнял

Понятие слова «камерный» в искусстве многозначно. Непонятна сама логика происхождения термина: если камерное кино снимают в камере или на камеру, то как быть с камерной музыкой?

Камерность в искусстве — это форма самоограничения творца, которая подразумевает небольшие размеры произведений и специфические условия их создания.