Игра на второй гитаре: как это делать правильно
07.10.2022

Игра на второй гитаре: как это делать правильно

Алексей Чесноков

Музыкант, фингерстайл-гитарист, автор статей в PimaLive

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Итак, ваш друг начал играть ритм и приглашает вас подыграть. Вы берете гитару, пробуете пару нот, и возникает вопрос: а что играть-то, чтобы это не выпадало из тональности, не вредило общей музыке и вообще было в тему?

В импровизации опытных музыкантов все получается так легко и просто, без напряжения, будто спонтанно. На самом деле за этой легкостью скрывается большая работам «за кадром», а также знание некоторых секретов и фишек, которые очень упрощают процесс подыгрывания.

Этими фишками и секретами обычно делятся на профессиональных курсах игры на гитаре. А те, кто еще не там, могут почерпнуть эту крайне полезную инфомрацию в этой статье.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно


При изучении импровизации помните три главных ее правила:

  1. Игра в тональности. Увы, авангардные атональные пассажи вряд ли понравятся не только слушателям, но и другому гитаристу.
  2. Осмысленность. Игра разрозненных нот не даст такого же эффекта, как игра цельных фраз.
  3. Уместность. Лучше не играть длинные сложные партии, когда кто-то поет, и наоборот — две ноты в долгом проигрыше будут звучать скучно.
Итак, что же можно сыграть на второй гитаре? Для примера возьмем последовательность и ритм на аккорды Am C G Em.

Поддержка ритма

Самый простой и доступный даже для новичка вариант. Чтобы поддержать ритм, нужно просто играть те же аккорды, что и другой гитарист. Слепо дублировать уже звучащую партию тоже не стоит — необходимо сыграть ее по-другому, чтобы сделать музыку интереснее.

Начните с изменения высоты партии. Ваш друг играет на открытых аккордах? Прекрасно — найдите аккорды Am C G Em выше пятого лада и сыграйте их с баррэ. Или играет пауэр-аккордами на низких нотах? Сыграйте свою партию только на высоких струнах, не трогая басы.

Измените метод звукоизвлечения. Например, если друг играет боем, сыграйте арпеджио. А если он играет перебором, лучше сыграть аккорды аккуратными щипками.

Вот так будет выглядеть ситуация, когда первый гитарист боем играет пауэр-аккорды, а второй подыгрывает ему на высоких нотах:

Игра в две гитары

Обратите внимание: необязательно придерживаться какого-то одного перебора. В процессе его можно менять, экспериментировать, добавлять ноты и паузы.

А вот так выглядит перебор, которому можно подыграть ритмичными щипками:

Когда применять этот метод?

Когда не нужно играть соло, вступления или коды. Такая партия не выбивается из общего звучания и не забирает внимание слушателя. Отлично подойдет в моменты, когда кто-то поет или играет отдельный солирующий инструмент (например, скрипка).

Бас

Басовая партия (даже простая) украшает любую музыку. Сыграть ее несложно. Главное знать, какие ноты включать:

  1. Тоники звучащих аккордов — вся басовая партия вокруг них и строится. Начинать обыгрывание каждого из аккордов тоже лучше с них, поэтому первые четыре ноты в нашей басовой партии уже есть. Всегда можно сыграть только тоники восьмыми и шестнадцатыми нотами — это подойдет для некоторых стилей рок-музыки, но мы сделаем более интересную партию.
  2. Октавы, то есть ноты на октаву выше тоники. Это очень распространенный и немного заезженный басовый ход, поэтому не стоит им злоупотреблять. Обыграем так только первый аккорд:
Как играть в две гитары

3. Квинты — это ноты, находящиеся на расстоянии семи полутонов вверх (или пяти вниз) от тоники. Но никакой сложной математики для нахождения квинт не потребуется: если тоника аккорда на басовой струне (5-й или 6-ой), квинта будет на предыдущей струне на два лада выше. То есть тоника аккорда ля минор на пятом ладу шестой струны, а его квинта — на седьмом ладу пятой струны. Это справедливо для всех аккордов вида А и Е. Если не знаете формы аккордов, обязательно изучите систему CAGED! Добавим квинты в аккорды С и G:


Как играть в две гитары

4. Терция аккорда — это нота, которая дает трезвучию мажорное или минорное звучание. Поэтому для минорных аккордов отсчитайте пять полутонов вверх от тоники, а для мажорных шесть — это и будет терция.

Добавим терции к аккордам G и Em:

Как играть в две гитары

5. Вводные ноты — это звуки, которые плавно приводят к новому аккорду или ноте. Чаще всего эти ноты либо образуют последовательную «дорожку» к аккорду, либо отдельная вводная нота стоит на полтона ниже тоники аккорда, а затем в него «съезжает».

Добавим такую ноту в конец партии, чтобы они привели басовую линию обратно в аккорд Am:

Как играть в две гитары

Необязательно делать бас таким сложным, как в примере — здесь мы просто показали, как используется каждая из рекомендованных нот. Обязательно попробуйте придумать свои партии на несложные последовательности, чтобы попрактиковаться и освоиться.

Когда применять этот метод?

Как и в случае с поддержкой ритма — почти в любой момент песни. К тому же если у вас уже получается сложная и мелодичная партия, ее можно использовать как соло, вступление или завершение композиции.

Соло

Игра соло в импровизации — то, чему хочет научиться каждый. Дадим базовые рекомендации для тех, кто только начинает учиться импровизировать.

Как и в случае с поддержкой ритма, играйте ноты выше или ниже аккомпанемента, чтобы не создавать звуковую кашу.

Для игры соло необходимо знать хотя бы пару боксов пентатоники в тональности звучащей музыки. Когда отрабатываете саму пентатонику, старайтесь не просто играть ноты подряд, а составлять и запоминать короткие фразы из ее нот — именно эти фразы и пригодятся в игре соло.

Хорошим вариантом для старта будет игра нот, которые входят в аккорд, а также их разбавление другими нотами из пентатоники:

Как играть в две гитары

Подойдет игра слегка измененных фраз из других произведений. Не беспокойтесь — их, скорее всего, никто не узнает. Такой прием используют даже опытные музыканты. Самое главное — перенести фразу в тональность звучащей музыки. Например, если хотите взять фрагмент из композиции в до миноре и сыграть его в ля, перенесите его на 3 лада вниз.

Если промахнулись и сыграли мимо тональности, не переживайте. Повторите ее и попробуйте как-то это обыграть.

Заранее отрепетируйте отдельные фразы, которые хотите применять в импровизации. «Подготовленная импровизация» звучит странно, но на практике неподготовленная чаще всего и звучит плохо. Наберите 10-15 фраз из произведений, гамм и тех, что вы придумали самостоятельно, и отработайте каждую так, чтобы уверенно их играть. Во время отработки меняйте длительности нот и сами ноты местами, чтобы фразы не приедались и не звучали одинаково.

Когда с этим закончите, усложните задачу: играя одну из таких фраз используйте глиссандо (слайд), чтобы плавно «въехать» в другую фразу. С помощью этого приема можно играть долгие и логичные соло, а также прерывать отдельные заученные фрагменты, чтобы переместиться в другую часть грифа.

Когда применять этот метод?

Играть соло есть смысл в моменты условного «провисания», когда в музыке не происходит ничего значимого. Можно играть отдельные несложные фразы под вокал, но лучше делать это между строчками — как это делали Джимми Хендрикс или Марк Нопфлер.

Удачной импровизации!


36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
06.02.2024
Глубина звучания: наука реверберации в игре на гитаре

Сегодня мы поговорим о самом важном и древнем звуковом эффекте — это эффект реверберации.

21.05.2024
И снова блюз: форма и гармония

Сегодня поговорим именно о практической стороне стиля — форме и гармонии, так как они проникли практически во все современные стили, оказав влияние на развитие рок- и поп-музыки.

06.06.2023
Музыкальный слух: зачем он нужен и можно ли его развить?

Как часто можно встретить отчаявшихся гитаристов, сетующих на музыкальные занятия: «Да мне медведь в детстве на ухо наступил, это безнадежно».

Согласно такой позиции музыкальный слух — это дар, что дается от бога при рождении. И если уж не дано, то и шансов развить его практически нет.