Глубина звучания: наука реверберации в игре на гитаре
06.02.2024

Глубина звучания: наука реверберации в игре на гитаре

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по "Теории музыки для гитариста" и "Джазовой гитаре" на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Помимо техники, мышления, музыкальной эрудиции, вдохновения и прочих вещей, связанных с музыкой и игрой на гитаре, существует огромная область знаний и наработанного десятилетиями опыта, касающегося гитарного звука — его воспроизведения и записи начиная с гитар, звукоснимателей, кабелей, микрофонов и усилителей и заканчивая гитарными «примочками», цифровыми процессорами обработки и плагинами на компьютерах.

Все это существенно влияет на конечный звук гитары, будь то домашняя запись или концерт в акустическом зале. Порой начинает кружиться голова от возможностей современной техники.

Сегодня мы поговорим о самом важном и древнем звуковом эффекте — единственном, без которого музыка просто не может звучать и о котором заботились еще в Древней Греции. Это эффект реверберации.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Что такое реверберации 

Реверберация (или ревер) — это феномен сохранения звука после остановки его источника за счет отражения звуковых волн от поверхностей (стен, потолка и пола, мебели, слушателей и прочего).

При грамотном подходе она оказывает чудодейственное влияние на музыку и звук в целом. Именно поэтому сотни лет концертные залы проектируют определенным образом, создавая внутри атмосферу плотного, мягкого и насыщенного звука.

На глубину и длительность эффекта влияют форма поверхности и ее. С помощью изменения этих параметров можно усилить эффект ревера в помещении или наоборот практически убрать, как в некоторых студиях звукозаписи.

Эффект ревера заставляет музыку звучать более реалистично, а звукозапись помогла перенести эту реалистичность на пластинки.

Начало использования реверберации 

Первым шагом к сохранению особых условий реверберации на пластинках стала запись в естественных пространствах с натуральным эффектом или специально подготовленных помещениях. Студии звукозаписи тратили огромные деньги на обустройство таких особых «комнат».

В условиях такой натуральной реверберации соотношение между «сухим» и обработанным сигналом задается расстоянием до микрофона. Чем ближе к инструменту микрофон, тем больше доля «сухого» сигнала.

Кроме того, ранние средства воспроизведения музыки (типа музыкальных автоматов в 20-30е годы) оснащались слабыми динамиками, которые были не чувствительны к реверберации и не воспроизводили ее. Поэтому записи до 50-хх годов звучат «сухо».

Ревербация XX века

Все изменилось с развитием технологий воспроизведения к середине XX века.

Основным недостатком естественной реверберации была невозможность корректировки звука после записи, так как звук ревера вшивался в запись.

Первым эту проблему решил легендарный звукорежиссер, пионер аудиозаписи Бил Патнем (Bill Putnam) в 1947 году. Он предложил использовать специальную комнату с подготовленной акустической обстановкой (в его случае — студийная ванная комната). В нее ставили динамик, через который проигрывалась запись трека. А микрофон в комнате записывал звук уже с реверберацией. Таким образом в распоряжении звукоинженеров оказывалось два варианта записи — «сухой» и обработанный, которые в дальнейшем можно было смешивать в нужной пропорции. Такой искусственный эффект получил название Chamber Reverb.

Осознав всю важность реверберации для музыки, инженеры начала XX века начали трудиться над созданием приборов для реверберации звука искусственным путем.

Одним из первых успешных изобретений стал пружинный ревербератор или Spring Reverb. Изначально его придумали как часть устройства электрооргана Хаммонд: покупатели желали услышать дома звук с реверберацией, к которому они привыкли в церкви. И для создания похожего эффекта создали Hammond Type 4 Reverb Unit.

Благодаря своему звучанию изобретение стало очень популярным. Вскоре большинство гитарных усилителей (в первую очередь компании Фендер) обзавелись такими пружинными реверами. И по сей день звук лампового гитарного усилителя с таким ревером считают «классическим» в стилях блюз, джаз, кантри и поп.

Сегодня процесс добавления реверберации к звуку гитары или трека стал еще проще. Обилие цифровых эффектов обработки (как самостоятельных «железных», так и программных плагинов) просто огромен. Каждый желающий может выбрать на свой вкус и цвет и создать в домашних условиях запись студийного уровня.

Главное — не забывать, что это не «готовое блюдо», а лишь «специи». И уверенного владения инструментом еще никто не отменял. Так что присоединяйтесь к нашим обучающим курсам — будем расти вместе и вместе же получать удовольствие от игры!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
05.12.2023
Великий Элвис Пресли: история жизни и музыки

Он стал одним из самых популярных и узнаваемых исполнителей в истории современной музыки. В короткий срок сделал головокружительную карьеру, получив прозвище «короля рок-н-ролла», снимался в кино и выступал по телевизору. Его фирменный стиль сценических движений и прическа дали толчок целой эпохе подражания. Хотя начиналась его карьера весьма скромно…

20.02.2021
Альтернативные гитарные строи: как открыть новые гитарные горизонты

Что такое гитарный строй? На пути к развитию у начинающих и опытных гитаристов возникает вопрос, а что, еще нужно знать осваивая гитару? Есть набор правил, которому следует с первых шагов каждый гитарист. Но только ли эти правила способны вдохновлять будущих художников звука?

14.09.2022
Транспортировка гитары: особенности перевозки инструмента в автобусе, авто, самолете

Процесс транспортировки может быть не таким простым, как кажется, особенно если дело касается перелетов или долгих путешествий. Ведь состояние инструмента по прибытии в место назначения может оказаться плачевным.

К счастью, даже к самой сложной перевозке можно подготовиться и перевезти гитару в целости. Поверьте, повышенные затраты точно будут меньше, чем ремонт инструмента или покупка нового.