Гитары Martin: история легендарного бренда
17.05.2022

Гитары Martin: история легендарного бренда

Сергей Воронин

Преподаватель гитары, музыкант, автор статей в PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Ставшая легендарной фирма Martin берет своё начало в 1833 году — дата выгравирована на голове грифа большинства гитар этой фабрики, что стало одной из визитных карточек бренда. 

Звучание этих акустических гитар всегда было и остаётся на самом высоком уровне, поэтому на Мартинах играли и играют многие выдающиеся музыканты эстрадного направления (рок, фолк, кантри, поп и т.д.).

В большинстве знакомых нам хитов (например, The Beatles, Nirvana, Стинга, Эрика Клэптона, Джони Кэша, Марка Нопфлера и других) звучат в том числе именно гитары Martin.

В отличие от многих других производителей, Martin — это семейный бизнес, котоый вот уже 6 поколений принадлежит одной фамилии.


1.jpg

Ранние годы Martin

Основатель компании Кристиан Фредерик Мартин (Christian Frederick Martin) родился в 1796 году в Германии, в потомственной семье столяров. В 15-летнем возрасте по совету отца он поехал на учёбу в Вену к известному гитарному и скрипичному мастеру Йоханну Штауферу (Johann Georg Stauffer).

По возвращении домой после окончания обучения он планировал самостоятельно делать и продавать гитары, но всё оказалось не так просто. Его семья состояла в гильдии краснодеревщиков, а гильдия скрипичных мастеров настаивала на том, что право на реализацию всех струнных инструментов есть только у них.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Мартин несколько лет спорил с ними, суд принимал его сторону (у скрипичной гильдии официально нигде не было упоминания гитар — тогда все относились к этому инструменту не совсем серьёзно, как к временной моде, на на правах настаивали на всякий случай). Даже одержав окончательную победу и получив официальное право продавать гитары, глава семьи решил переехать в США, как это сделало немало его соотечественников в те времена.

Оказавшись в ноябре 1833 году в США, Мартин-старший, сразу стал заниматься производством акустических гитар, укулеле и мандолин. Этот год и считается основанием компании "C. F. Martin & Company". Мартин делал в основном акустические гитары. 

Первая готовая гитара и официальный магазин появились примерно в 1834 году в Нью-Йорке.

Вот так выглядит самая ранняя известная гитара Martin, сделанная полностью вручную Мартином-старшим в мае 1834 года:

2.jpg

Обратите внимание на:

Головку грифа, где все шесть колков расположены в один ряд.

Этто электрогитарный дизайн начался не с Лео Фендера, как многие думают. Такой вид запатентовал ещё учитель Мартина Йоханн Штауфер кстати, делал гитару знаменитому итальянскому классическому гитаристу Луиджи Леньяни.

Бридж/подставка с "усами" тоже в венском стиле:

3.jpg

Инкрустированные вручную Мартином-старшим перламутровые вставки в форме сердца и дизайн бриджа с усами унаследованы от более раннего стиля барочных гитар с двойным рядом струн.

Компактный размер гитары и корпус в форме восьмёрки. 

В те времена гитары были компактнее, чем современные. Сейчас их принято называть салонными гитарами, парлор-гитарами, а также романтическими гитарами.

В 1839 году Мартин переносит производство (для бóльших площадей) в Назарет, Штат Пенсильвания, гдде компания базируется и по сей день.

4-1.jpg

4-3.jpg

К этому времени Мартин уже многое меняет и в дизайне, и в конструктивных особенностях:

  • в голове грифа располагаются не шесть струн в один ряд, а по 3 струны в одном ряду и по три в другом;

  • бридж/подставка приобретают прямоугольную форму (на втором пины, инкрустированные жемчугом):

5-1.jpg

5-2.jpg

Но главным открытием середины XIX века стало использование Мартином X-образных пружин ("x-bracing").

До этого в Европе были приняты системы пружин "Fan-bracing" — простая система поперечных креплений.

6.jpg

Мартин и другие немецкие мастера США тех времен стали использовать X-образные пружины:

7.jpg

Система пружин х-bracing

X-образные пружины сейчас стали нормой для конструкции гитары и одним из элементов характерного тона Martin (особенно в то время). Но изначально эта конструкция понравилась не всем. 

Дело в том, что первую гитару с x-bracing Мартин сконструировал в несколько увеличенном корпусе, чем было принято. Поэтому такое сочетание принималось неоднозначно: кто-то считал, что они дают более громкий звук и лучшую читаемость низких частот, а кто-то рассматривал их звук грубее, чем в традиционных конструкциях.

Всё изменилось в начале XX века, когда вместо принятых жильных появились первые железные струны. Первая гитара с железными струнами увидела свет в 1902 году (Martin 00-21). 

В то время гитарам как аккомпанирующему инструменту в громких джазовых коллективах была важна бóльшая громкость. Поэтому всё сошлось как надо: появление железных струн, актуальность X-образных пружин (позволяющие надёжно "удерживать" натяжение более мощных струн) и более крупные корпусы гитар. Получается, появление x-bracing на полвека опередило своё время.

Более крупные корпусы гитар — это известные сегодня OM (Orchestra Model) и Dreadnought.

Orchestra Model (OM), Dreadnought

Первые дредноуты появились в 1916 году под торговой маркой Ditson. Эта форма гитар разработана Фрэнком Мартином и Гарри Хантом, менеджером ведущего музыкального ритейлера Chas H Ditson, для создания идеальной акомпанипующей гитары.

Как ни странно, эти корпуса тоже вначале не пользовались популярностью, поскольку тоже немного опередили своё время. Кстати, тогда во всех гитарах (и в дредноутах того времени тоже) пятка грифа место "перехода" грифа в корпус была в районе 12 лада,как сейчас у классических гитар.

Появлению крепления грифа в районе 14 лада гитара обязана... банджо. Дело в том, что в начале XX века в джазовых коллективах этот инструмент выступал основным аккомпанирующим — у него был громкий пробивной звук.

В 1929 году игрок банджо Перри Бечтель (Perry Bechtel) попросил Мартина сконструировать гитару, которая помогла бы банджо-музыкантам более легко перейти на гитару. Ведь тогда пятка грифа гитар была в районе 12 лада, что было не очень привычно и потому менее удобно, так как у банджо доступ к дальним ладам был намного более доступным.

Мартин-младший подумал, согласился и сделал гитару с более дальним креплением грифа — теперь не у 12, а у 14 лада ("14-fret neck").

Так в 1929 году появилась новая форма гитар с пяткой грифа у 14 лада — Orchestra Model (OM), названная так потому, что задуманный инструмент должен был заменить банджо в джаз-бендах.

8.jpg

Многие считают именно эту OM, сделанную в 1929 году ("OM-28") самой первой по-настоящему современной акустической гитарой. У OM корпус крупнее традиционного и пятка грифа в районе 14 лада. Это "14-ладовое" крепление пришлось по вкусу многим гитаристам и позже стало использоваться по умолчанию повсеместно в акустических гитарах.

Лишь во второй половине 2010-х появилась мода на винтажные акустические гитары с креплением грифа в районе 12 лада ("12-fret neck"). Такие гитары сейчас называют "парлор".

А так как мода ходит по кругу, любовь к аутентичной "старине" проявляется в том числе и в возрастающей популярности таких традиционных форм гитар. После появления OM позже (уже в 1930-ые) с новой силой вернулся Dreadnought (дредноут), а с 1934 года он был уже с пяткой грифа в районе привычного сейчас 14 лада.

Дредноут и сейчас является самым крупным и популярным корпусом акустических гитар.

Кстати, судя по первому фото, дредноуты 1930-х годов вначале относились к подвиду OM — так и писали "Orchestra Model, style D" (где D - Dreadnought).

10-1.jpg

10-2.jpg

Позже форма дредноутов оформилась в самостоятельный, отдельный от OM подвид. Тогда же, в 1930-ые были созданы очень известные дредноуты — D-18, D-45 и легендарный D-28.

Получается, что два самых популярных и актуальных корпуса акустических гитар были реализованы именно фирмой Martin. Они остаются актуальными уже почти 100 лет.

Получите 139 уроков гитары бесплатно

Перейти к регистрации

На протяжение практически всей своей истории фирма Мартин всегда ставила во главу угла качество и была коммерчески успешным проектом. Были лишь очень редкие периоды небольших провалов, например, в Великую Депрессию. И это при том, что гитары Martin стоили недешёво (дороже, чем у конкурентов).

Факт: в 1900 году самая доступная гитара Gibson стоила $10, в то время как у Мартина — $25. Уже в те времена гитары Martin с их безупречным качеством и собственным лаконичным стилем приближались к статусу классики.

Non Multa Sed Multum: не количество, а качество

В эту философию компании логично укладывался девиз Фрэнка Мартина "Non Multa Sed Multum" (с лат. буквально — "Немного, но много" или "Не количество, а качество").

Вот немного цифр и фактов о возрастающем успешном производстве гитар Martin:

• в 1898г. произведено 220 гитар (при этом 113 мандолин — всплеск популярности этого инструмента).

• в 1920г. — 1361 гитара (в это время пик популярности укулеле, и Мартин выпустил примерно в два раза больше укулеле, чем гитар).

• В послевоенные годы спрос на гитары Martin превышал предложения — около 6000 гитар в год.

• В 1964г. после увеличения площадей производства количество производства достигло пятизначной цифры.

• С 1960-х был настоящий гитарный бум, и производство гитар прилично выросло. Одних только дредноутов в 1961 году было произведено 507, а в 1971 — 5466 (всего в 1971-м было произведено 22637 гитар). И каждый уважающий себя автор песен был счастливым обладателем гитары Martin.

• На стыке 1960-х Martin приобрёл компанию "J. D’Addario Darco Music", решив проблему постоянной поставки качественных струн. С 1974 их производят под собственным названием "Martin Strings". Многие и сейчас считают их одними из/самыми лучшими для акустической гитары.

• Дальше производство гитар продолжало рости, и с в 1990 году Martin выпустил свою 500000-ую гитару (это был HD-28), а всего через 14 лет, в 2004-м — миллионную! Следующие полмиллиона гитар были выпущены через 7 лет (1,5-миллионная гитара — в 2011-м, 2-миллионная — в 2017-м).

• Начиная с 1990-х годов Martin стал выпускать именные модели. Всё началось с Эрика Клэптона. Позже именные модели вышли у Марка Нопфлера, Стинга, Джонни Кэша и многих других. 

MARTIN_00028ECB.jpeg

jhonny cash martin D-42jc.jpg

Самые легендарные серийные модели Мартина

D-28 — на них играли: Элвис Пресли, Джонни Кэш, Джон Леннон, Пол Маккартни. На записи почти всего "Белого альбома" битлов звучит именно эта модель.

OM-28 — считается одной из самых сбалансированных по звуку акустических гитар, а также D-18, D-45, HD-28.

Гитары Martin и сейчас остаются желанным выбором многих современных музыкантов — профессионалов и любителей. Именные модели, например, есть у Джона Мейера (John Mayer) и Эда Ширана (Ed Sheeran). Но самое главное все же — не на чем играть, а как играть: с душой, с драйвом, с правильным настроем. На бесплатных занятиях по игре на гитаре можно получить представление не только о теорию игры на гитаре, но и попрактиковаться и довести свою игру до высокого уровня мастерства.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
24.10.2023
Трезвучия в широком расположении

Двигаясь по пути музыкального развития, наибольшее наслаждение и удовлетворение мы получаем от сочинения собственных композиций. Это всегда захватывающий процесс, в котором можно «завязнуть» на несколько часов.


06.02.2024
Глубина звучания: наука реверберации в игре на гитаре

Сегодня мы поговорим о самом важном и древнем звуковом эффекте — это эффект реверберации.

10.08.2022
Гитара как хобби: это дорого или дешево?

Пока одни задаются вопросом, можно ли заниматься гитарой дома, другие рассматривают практическую сторону: дешево или дорого заниматься игрой на гитаре?

Мы решили подсчитать, во сколько «выстрелит» музицирование. Особенно актуально для музыканта, который только начинает свой путь.