Гармонизация: создание музыкального волшебства
18.07.2023

Гармонизация: создание музыкального волшебства

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Изучение музыки (и само музицирование, и подходы к обучению) сродни изучению иностранного языка. Прежде чем начать формулировать и излагать собственные мысли, мы проходим этап изучения готовых конструкций. В языке это, например, стихи, а в музыке — простые пьесы. Рано или поздно мы обретаем способность формулировать и собственные мысли с помощью языка музыки.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Что такое гармония

Самой простой формой музыкальной мысли является мелодия и умение ее правильно сочинять. Но для полноценного произведения необходима еще одна важнейшая вещь — аккомпанемент или гармония.

Если мелодия — это наш главный герой в произведении и его характер, то гармонию можно сравнить с обстановкой вокруг него. Именно гармония создает дополнительные оттенки в мелодии и заставляет ее звучать особым образом.

Процесс добавления аккордов к мелодии называется гармонизацией. Способов и путей такой гармонизации множество, но принцип у всех похожий. В основе добавления аккордов лежит понятие тональности, гармонических функций и аккордовые звуки (ноты, входящие в состав того или иного аккорда).

Далее все-таки придется подумать нотами, а еще лучше — взять лист нотной бумаги и проделать весь процесс на нем, хотя можно и в уме. Для примера возьмем простую мелодию, написанную в нашей любимой тональности До-мажор.

Гармонизация

В этот раз она получилась не совсем «квадратной», то есть не четырехтактовой. Посмотрим, что из этого получится. Далее нужно понять, что за аккорды находятся в нашем распоряжении. В первую очередь это трезвучия, построенные на ступенях До-мажора — C, Dm, Em, F, G, Am. Далее рассматриваем их строение и ноты в составе:

С — до — ми — соль;

Dm – ре — фа — ля;

Em – соль — си — ре;

F — фа — ля — до;

G — соль — си — ре;

Am — ля — до — ми

Теперь, встретив ту или иную ноту в мелодии, мы сможем понять, в какой аккорд она входит. И именно этот аккорд мы сможем использовать в этом месте мелодии. Теперь настало время поговорить о ритме.

Понятие гармонического ритма

Смена аккордов, как и смена нот мелодии, происходит во времени, а значит подчинена определенному ритму. Он называется гармонический ритм.

Гармонический ритм бывает крупным — использует целые, половинные или четвертные длительности. Чаще всего он равномерный и становится более частым и насыщенным в кульминационных точках.

Лучше всего начать с простого гармонического ритма — целыми нотами, то есть один аккорд на такт. Это значит, мы будем искать аккорд для каждого такта, исходя из первой ноты. Также необходимо помнить и о гармонических функциях — тонике, субдоминанте и доминанте в лице главных трезвучий I, IV и V ступеней — C, F и G. Для начала именно эти аккорды будут лучшим выбором при гармонизации.

Давайте посмотрим, какой аккорд подойдет к первому такту мелодии. Для этого взглянем на первую ноту такта — Ми. Эта нота входит в состав С, Em и Am. Любой из этих аккордов может подойти, но мы воспользуемся наиболее устойчивым и очевидным вариантом — С. Остальные ноты такта, Ре и До, тоже хорошо сочетаются с этим аккордом.

Во втором такте мы встречаем ноту До, которая входит в C, F и Am. Аккорд C мы только что использовали в первом такте, а повторять аккорды без особой художественной необходимости не следует. Выберем другое главное трезвучие — F, к тому же второй нотой такта является Ля, которая также входит в F. Таким образом мы получили хорошее начало гармонии C – F…

Гармонизация

В третьем такте мы встречаем ноту Си, которая входит G и Em, и, продолжая линию с главными трезвучиями, мы выберем доминантовый аккорд G. К тому же, следующая нота Соль идеально вписывается в его состав, а Фа даже превращает его в G7, усиливая его доминантовую функцию.

Гармонизация

В четвертом такте мы видим повторение мотива из первого такта, Ми-Ре-До. И здесь, начав с того же аккорда, что и в первом такте — C, попробуем внести разнообразия и изменим гармонический ритм, добавив второй аккорд в такте. Мысленно поделим такт на 2 части и проанализируем мелодию во второй половине. Там мы видим ноту До, которая, как мы уже видели, является частью C, F и Am.

На этот раз для создания контраста выберем менее очевидный минорный аккорд — Am! Такое изменение гармонического ритма помогает создать движение и напряженность, характерную для кульминации мелодии.

Гармонизация

В следующем, пятом, такте мы продолжим идею более частого гармонического ритма и так же используем два аккорда. В первой половине видим ноты Ля-До, для которых F будет идеальным вариантом, а во второй половине — Ре-Си, что подходит для аккорда G. Заключительный такт включает тонические аккорды, так что для ноты До в этом такте мы используем С.

Гармонизация

В результате нашей гармонизации мы получили последовательность:

С — F – G – C – Am – F – G – C

В виде гармонических функций это можно записать так:

T – S – D – T – T – S – D – T

Полученная последовательность аккордов хорошо дополняет заданную мелодию и не является единственно возможным вариантом гармонизации. Попробуйте выбрать иные аккорды и получите свой вариант!
36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
08.11.2022
Что такое импровизация и почему ее все боятся

Многие поколения профессиональных музыкантов и любителей приходят в благоговейный ужас при слове импровизация и впадает в легкий ступор при просьбе сымпровизировать что-нибудь. Во многом это связано с мифами и легендами, окутывающими этот процесс.

Давайте разберемся, что же это за таинственный процесс и почему все его так боятся.

21.05.2024
И снова блюз: форма и гармония

Сегодня поговорим именно о практической стороне стиля — форме и гармонии, так как они проникли практически во все современные стили, оказав влияние на развитие рок- и поп-музыки.

21.03.2023
История банджо: «дядюшка» гитары родом из Африки

Банджо — это струнный инструмент, наиболее распространенный в таких стилях музыки как американская народная музыка, кантри, блюграсс, рэг-тайм и джаз.

Идея этого инструмента была заимствована у западноафриканских струнных инструментов, но оригинальная конструкция сформировалась в районе Карибского бассейна в течение первого столетия работорговли.