Функциональная и модальная гармония в музыке: что это, чем отличаются

Функциональная и модальная гармония в музыке: что это, чем отличаются

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

С точки зрения гармонии в истории музыки можно выделить два важнейших для нас раздела: функциональная гармония и модальная гармония (нефункциональная). Эти две разновидности покрывают 99% современных поп, рок, хип-хоп, джаз композиций.

Как и в любом другом деле формирование закономерностей исторически происходило от простого к сложному. Первой сформировалась функциональная гармония, о ней мы и поговорим в первую очередь.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Функциональная гармония

Эта разновидность гармонии тесно связана с понятием гармонических функций. О теоретическом (музыковедческом) значении написаны десятки книг, разберем это понятие с практической стороны.

Давайте проведем параллель с русским языком: существуют части предложения — подлежащее, сказуемое, определение и т. д. Это определенные роли слов в предложении. В музыке все происходит так же: у каждого аккорда в последовательности есть своя роль, его особое влияние на движение музыки. Это и называется гармонической функцией аккорда.

Таких гармонических функций три:

  1. Тоническая (Т) — устойчивая функция, характеризуется завершенностью, ощущением прибытия в конечную точку, разрешением, самодостаточностью.
  2. Субдоминантовая (S) – неустойчивая функция, противоположность тоники, наиболее отдаленная точка, мягкое стремление разрешиться в тонику.
  3. Доминантовая (D) – сильно неустойчивая функция, ощущение незавершенности, потребность движения, сильное желание разрешиться в тонику.

С точки зрения функциональной гармонии, все аккорды в произведениях относятся к гармонической функции. Исходя из этой системы, мы можем распределить трезвучия на ступенях натурального мажора по функциям следующим образом:

T – I, III, VI

S – IV, II, VI

D – V, VII, III

Обратите внимание: некоторые аккорды относятся сразу к двум функциям и могут проявлять разные свойства в зависимости от контекста – это называется бифункциональность.

Гармонические функции взаимодействуют друг с другом по определенным законам, образуя последовательности аккордов. Их можно записать в виде последовательностей:

T – S – T

T – D – T

T – S – D – T

Здесь каждая функция может быть представлена любым количеством аккордов, например:

TI -TIII – SIV – SII – TI

Иногда последовательности могут принимать сложный вид, например:

T – S – T – D – T – S – D – T

Такого рода закономерности лежат в основе гармонии классической музыки XVIII-XX веков и большинства современных поп-композиций.

Понимать гармонический план произведения и разбираться в последовательностях аккордов необходимо по целому ряду причин:

  1. Способствует лучшему запоминанию и исполнению песен.
  2. Помогает легко переносить песни в удобные тональности.
  3. Так же это крайне важно при подборе песен на слух.

Сделайте себе подарок – освойте теоретический материал на нашем курсе теории музыки и анализируйте песни. И вскоре ваше понимание музыки выйдет на качественно новый уровень.

Модальная гармония

Эта разновидность гармонического мышления появилась во второй половине XIX века, в эпоху позднего романтизма. Особенно она связана со стилистикой импрессионизма и именами таких композиторов как Клод Дебюсси и Морис Равэль. Позже, начиная с середины ХХ века, гармонии такого плана обрели новую жизнь сначала в джазовой, а затем и в популярной в то время рок-музыке.

Суть концепции модальной гармонии в том, что вместо функциональной связи главным фактором использования аккордов становится их «окраска» или «цвет». Аккорды при этом могут следовать друг за другом в любом порядке, а понятие функции не существует, поэтому этот тип гармонии иногда называют нефункциональным.

Здесь нужно отметить что всегда существует соответствие вертикали (аккорда) и горизонтали (лада), отсюда и название гармонии (Модал - «ладовый»). «Цвет» аккорда определяют характерные ступени и звуки, относящиеся к соответствующему ладу. Например, знаменитый фригийский лад с узнаваемой окраской имеет характерные ступени bII и bVI. Включение этих ступеней в аккорд и даст нам соответствующую окраску.

Обязательно почитайте о натуральных ладах. И, конечно же, получайте удовольствие от каждой ноты!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
09.08.2019
Кому подойдёт гитара 3/4

Вы удивитесь, но по размеру подбирают не только одежду или обувь. Гитары тоже имеют свою «размерную сетку», на которую обязательно стоит обращать внимание при выборе инструмента для начала обучения игре на гитаре.

12.08.2022
Игра в группе: ожидания и реальность

Частой целью многих музыкантов становится создание своей группу. Эпохи джаза и рок-музыки очень романтизировали игру в ансамблях, хотя это далеко не такое простое и романтическое занятие, как изначально кажется.

09.05.2022
Поняв систему CAGED, вы сможете найти любой аккорд

Одной из ключевых сторон игры на гитаре является аккомпанемент, и не важно играете ли вы в музыкальной группе, или просто любите петь под гитару. В этом направлении можно выделить две основные составляющие — ритм и расположения аккордов. Именно о системном подходе к расположениям аккордов сегодня и поговорим.