Фишки легенд: Джимми Хендрикс

Фишки легенд: Джимми Хендрикс

Алексей Чесноков

Музыкант, фингерстайл-гитарист, автор статей в PimaLive

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Сложно найти более значимого гитариста в истории рок-музыки, чем Джимми Хендрикс. Его до сих пор переигрывают, копируют, подражают. И это неспроста: стиль Хендрикса узнаваемый и гармоничный. Хоть и собран из элементов разных стилей, он очень эффектно звучит, при этом в нем нет каких-то запредельно сложных партий или приемов.

Мы не призываем копировать игру Джимми Хендрикса — все равно лучше его стиль никто не сыграет. Но очень полезно освоить его техники и использовать в игре, чтобы найти свое собственное звучание.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Глушение басов большим пальцем

Джимми явно взял этот прием от народных струнных инструментов, у которых гриф не настолько широкий, как у гитары. Смысл приема в том, что при необходимости заглушить басовые струны можно вытянуть большой палец левой и положить его на эти струны. В середине 60-х этот прием никто из гитаристов широко не использовал, поэтому его быстро окрестили «пальцем Хендрикса».

Обратите внимание: Джимми не держит гриф большим пальцем, гриф лежит на складке между большим и указательным пальцами. Это напрямую противоречит канонам классической гитары и может выглядеть непривычно.

Чтобы начать отрабатывать прием, потренируйтесь на аккордах: сначала зажмите Am, глуша пальцем шестую струну, и сыграйте его боем. Следите за тем, чтобы шестая струна была надежно заглушена. Затем повторите это с аккордом D, глуша пятую и шестую струны.

У этой техники есть развитие: после того, как освоите глушение, можно использовать большой палец для зажимания нот на шестой струне.

Фирменные аккорды

Джимми Хендрикс знаменит не только своим фирменным аккордом.

Но он использовал и другие необычные трезвучия, которые позже стали основой для фанковой музыки:

Фирменные аккордыДжимми Хендрикса

Аккорды слева направо: F#7, F#9, F#m7

Играл эти аккорды он тоже по-своему: шестую струну брал большим пальцем, а для зажимания нот на высоких струнах использовал малое баррэ.

Часто он использовал отдельные части аккордов, не играя целое трезвучие:

Фишки игры Джимми Хендрикса

Аккорды слева направо: Am, C, B

Такие трезвучия звучат более сухо и прозрачно, сохраняя при этом гармоническое наполнение.

Совмещение ритма и соло

Джимми Хендрикс — сам себе оркестр: его гитара играла и ритм, и перкуссию, и мелодические вставки. И это с учетом того, что ни о каком фингерстайле тогда и не слышали. Хендрикс еще и петь во время игры умудрялся!

Это технически сложный стиль игры, который использует очень большое количество техник. Но можно сделать первый шаг в его освоении — научиться играть мелодические переходы между аккордами.

Идея проста: возьмите два аккорда (например, Em и D) и свяжите их небольшой фразой из нот пентатоники тональности E и D:

Фишки игры Джимми Хендрикса

Начните с простых фраз на двух аккордах и нотах пентатоники вокруг них, и постепенно увеличивайте количество аккордов и сложность фраз.

Важно: у Джимми эти фразы звучат очень здорово во многом потому, что сыграны ровно, поэтому отрабатывайте этот прием под метроном.

При всей своей простоте прием поможет развивать гармонические и мелодические способности и импровизацию, разнообразит игру!

Обилие бендов и глиссандо

Хендрикс часто использовал бенды и глиссандо в самых разных комбинациях. И это очень большая составляющая его звучания. Эти техники легко соединить с техникой совмещения ритма и соло-элементов и практиковать — сам Джимми так и делал.

Добавим в наш рисунок несколько глиссандо и бендов:

 Фишки игры Джимми Хендрикса

В песнях Хендрикса встречаются особые, длинные глиссандо через весь гриф, зачастую с возвратом в начальную ноту. Это специфический прием, который лучше использовать для более музыкального перехода из одного бокса пентатоники или гаммы в другой.

Игра с динамикой

Игра Хендрикса звучит живо и интересно не только благодаря выбору нот, но и грамотному их исполнению. Он никогда не играл одни и те же аккорды и повторяющиеся мелодические линии одинаково, а всегда менял как минимум громкость звучания отдельных нот и трезвучий внутри них. Это очень оживляло его партии, создавало ощущение развития, хотя никаких новых нот он не добавлял.

Отработать технику можно также на нашем примере, в котором мы совмещали ритм и соло. Сыграйте его несколько раз по кругу максимально тихо, каждый раз акцентируя громкостью одну из нот внутри фраз между аккордами. Выберите несколько вариантов, которые больше понравятся, и отработайте их. Быстрее и легче тренировка пройдет под присмотром одного из наших преподавателей – не стесняйтесь обращаться за помощью и записываться на курсы изучения игры на гитаре.

Удачной практики!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
14.10.2022
Арктоп: история «банки»

Этот небольшой исторический очерк будет посвящен одной из известнейших разновидностей конструкций гитар — «Archtop guitar» («арчтоп» или «арктоп»).

09.04.2024
Как разнообразить аккорды в аккомпанементе

Игра аккомпанемента аккордами на гитаре — это сложный и комплексный навык. Его совершенствование до уверенного уровня при упорных занятиях занимает 1-3 месяц.

02.05.2022
Как правильно играть Hammer-On

Hammer-on (от англ. «hammer» — молоток) — это приём игры на гитаре, когда ноту извлекают ударом пальца (часто одного) левой руки по струне. Обозначают в нотах/табах этот приём изображением дуги между двумя нотами. Эта дуга называется лигой (от лат. «ligare» - связывать).