Фендер Телекастер: гитара-легенда
28.03.2023

Фендер Телекастер: гитара-легенда

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Лео Фендер и персонал его маленькой мастерской в южной Калифорнии всегда знали, что они проектируют и выпускают в свет новую гитару, которая должна изменить мир. 

Но им даже в голову не могло прийти, насколько масштабными будут эти изменения и к каким невероятным последствиям в истории музыки может привести их изобретение.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

История успеха

В то время, в начале 50-х годов, было не слишком очевидно, что подобная гитара может быть успешной. Совсем наоборот! Когда в 1951 году компания Фендер представила свою новую гитару на одной из самых больших производственных выставок, многие издевательски насмехались над телекастером, называя его «лодочным веслом» или «лопатой для снега». 

Правда издевательства продолжались недолго, и история все расставила по местам.

Гитаристы быстро поняли, что компания Фендер предложила им нечто не только новый и необычный инструмент, но и:

  • прекрасно спроектированный,
  • легко-играбельный,
  • эффективный,
  • крепкий,
  • доступный по цене,
  • да еще и отлично звучащий.

Хотя электрифицированные гитары существовали уже с конца 20-х годов, Лео Фендер и его приближенные усердно работали в 40-е годы над созданием того, чего по факту раньше не существовало — серийной массовой цельнокорпусной электрогитары.

Несмотря на революционность изобретения, в телекастере не было ничего принципиально нового или необычного. Часть решений заимствовали от гавайских гитар, которые Фендер производил с 1945 года:

  • крышка-«пепельница» для струнодержателя,
  • рифлёные хромированные ручки громкости и тембра,
  • единая конструкция бриджа
  • встроенный звукосниматель.

Гриф был устроен так, что при возможной поломке или износе до нерабочего состояния его легко заменить, открутив болты и прикрутив новый.

Фендер Телекастер

В отличие от большинства гитар того времени струны на «телеке» шли после верхнего порожка параллельно, а все колки располагались на одной стороне головы. Такую конструкцию Лео заимствовал у народных европейских гитар XIX века.

Контрольные ручки или «крутилки» также были большим вопросом в то время. Действительно, конструкция была простой: 2 ручки и 3х-позиционный переключатель. Но их совместные функции были гораздо сложнее, чем могло показаться на первый взгляд. Передняя ручка всегда была ручкой общей громкости, а вот задняя не всегда была общим тоном. В 1951 году задняя позиция переключателя (бридж) давала смешанный звук обоих звукоснимателей, и задняя ручка регулировала присутствие нэкового звукоснимателя в звуке бриджевого. Средняя позиция переключателя давала звук нэкового датчика с его натуральным, мягким звуком. Передняя позиция также давала звук нэкового датчика, но с дополнительным емкостным сопротивлением, что давало более басовитый звук.

Такое распределение функций просуществовало недолго и было изменено в 1952 году на следующую схему:

  1. Заднее положение переключателя — бриджевый звукосниматель, задняя ручка регулирует тон.
  2. Среднее положение — нэковый звукосниматель, задняя ручка регулирует тон.
  3. Переднее положение — нэковый звукосниматель, особый звук с дополнительным басом, задняя ручка не работает.


В такой схеме не существовало положения, где оба звукоснимателя звучали бы одновременно. Такая раскладка просуществовала до конца 60-х годов. Однако гитаристы быстро нашли способ обойти этот недостаток за счет особых положений переключателя между позициями, которые давали особый звук. Такая схема в дальнейшем была развита в новой модели — Фендер Стратокастер.

Таким образом гитара не обладала особенной гибкостью при настройке звука. Кроме того, в отличие от всех гитар, выпускавшихся ранее, у телекастера был невероятно яркий, чистый и прорезающий звук, с острыми высокими частотами и «жирной» серединой и басом.

Даже сегодня, спустя 70 лет со дня запуска в производство, современный телекастер мало чем отличается от своих предков из 1951 года. Простота, надежность и отличный звук сделали эту гитару незаменимой рабочей лошадкой любого музыканта. Сегодня сложно найти студию звукозаписи где не было бы штатного телекастера. Удивительно, но этой гитаре покорились практически все стили гитарной музыки от джаза и блюза до тяжелых стилей, а известных гитаристов, играющих на «телеках» можно перечислять бесконечно, чего стоят только Eric Clapton, Jimmy Page и Muddy Waters.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
09.09.2022
Простые музыкальные интервалы: понятие, виды, примеры

Для тех, кто только начал знакомиться с темой интервалов, мы подготовили простой и понятный материал о том, что они из себя представляют, как их найти и сыграть на гитаре. Для наглядности к каждому интервалу предлагаем популярную песню для лучшего запоминанияь — интервал будет стоять в начале каждой из этих мелодий.

25.07.2022
Дорийский лад: что это, где используется, схема и примеры игры

Слышали фразу «играть на разные лады»? Опытный музыкант может сыграть даже очень простую прогрессию аккордов по-разному: самая популярная последовательность Am Dm E у разных исполнителей звучит у кого-то с веселым частушечным настроением, у кого-то — с легким романтическим флером, ну а кто-то использует эти три аккорда для мрачных металл-песен.

23.12.2022
Немузыкальные предметы в музыке: когда дрели, бензопилы и электронные шумы могут звучать красиво

Мы не собираемся рассказывать, как и почему люди решили использовать такие звуки в музыке. Мы расскажем о том, как немузыкальные звуки меняют общий характер и смысл композиции, что привносят в музыку и как их использовать.