Джо Пасс: как изменился мир джаза под звуки его гитары
05.09.2023

Джо Пасс: как изменился мир джаза под звуки его гитары

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Джо Пасс не просто гитарист — он является символом эволюции джазовой музыки в XX веке. Своим уникальным стилем игры на гитаре и невероятной техникой Пасс показал миру, как один инструмент может звучать как целый оркестр.

Его жизнь и карьера служат свидетельством того, как настоящий талант и бесконечные часы упражнений могут преобразить личную историю в мировое наследие. В этой статье мы рассмотрим путь Джо Пасса от бедных районов Балтимора до самых известных джазовых сцен мира, а также то, как его музыкальные достижения изменили восприятие джаза у поколений музыкантов и слушателей.

За свою более чем 50 летнюю карьеру Джо Пасс преодолел бесчисленное количество ограничений и барьеров (как в музыке, так и в собственной жизни).

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

От мечты к практике

Родился Джозеф Энтони Джакоби Пассалакуа (Joseph Anthony Jacobi Passalaqua), старший из пяти братьев, в городе Нью Брусвик, штат Нью-Джерси. Вскоре родители переехали в другой город — Джонстаун, Пенсильвания, где он и вырос.

Пасс заинтересовался гитарой в детском возрасте, после того как увидел в кино «поющего ковбоя» Джина Отри. Тот сильно взбудоражил воображение юного Джо и заставил начпть мечтать о гитаре и просить ее у родителей на день рождения.

Года Пассу исполнилось девять, его отец, Марриано Пассалакуа, подарил сыну простую гитару фирмы Harmony с металлическими струнами, которая стоила на тот момент 17 долларов.

Вскоре Марриано заставлял сына практиковаться на гитаре минимум по 5 часов в день. Отец думал, что юный Джо подавал признаки музыкального таланта, а его главной целью в жизни было дать сыновьям лучшее образование и лучшую участь, чем его работа на сталелитейном заводе.

По рассказам Джо, отец мог зайти в музыкальный магазин. И если он видел любую книгу со словом «гитара», то обязательно покупал и приносил домой.

Первые шаги на публике

Тем временем Джо исполнилось 14, и он присоединился к своей первой джазовой группе под названием «Джентельмены Ритма» (Gentlemen of Rhythm). Музыканты играли музыку в стиле джипси джаз, подражая стилю очень известного в то время Джанго Рейнхарда.

Группа выступала на местных танцевальных вечеринках, Пасс получал по пять долларов за вечер. Вскоре его талант привлек внимание местного саксофониста Тони Пастора (Tony Pastor), который пригласил молодого Джо выступить совместно и даже предложил тому гастроли. Но Пасс не мог бросить школу в тот момент.

Год спустя родители отправили Джо в Нью-Йорк учиться у очень авторитетного сессионного гитариста Гарри Волпа (Harry Volpe). Когда Волп понял, что Джо импровизирует лучше, чем он сам, то сконцентрировался на обучении чтению музыки по нотам. Но такое образование очень тяготило Пасса, и вскоре он вернулся в родной город, правда ненадолго. Вскоре, когда отец заболел, Джо бросил десятый класс школы и переехал в Нью-Йорк.

«Мой отец был очень строгим. Но когда он заболел, то не смог больше сохранять тот же уровень ограничений. Для меня это был шанс вырваться, и я уехал в Нью-Йорк. Я тусовался там в 44-45-м годах, слышал, как играл Бёрд (Charlie Parker) и Арт Тэйтум (Art Tatum), а потом я подсел на наркотики» — рассказывал Джо.

Его зависимость быстро стала управлять жизнью, он переехал в Новый Орлеан на год и играл би-боп в стрип-клубах. Затем, в начале 50-х годов, Пасс много путешествовал по стране, переезжая из города в город, некоторое время жил в Лас-Вегасе. В этот период часто попадал в тюрьму из-за проблем с наркотиками.

«Оставаться под кайфом было для меня на первом месте, гитара на втором, а женщины на третьем, но первая вещь отнимала все силы» — рассказывал Джо.

В 1954 году Пасс был арестован за наркотики и отправлен на принудительное лечение в государственный госпиталь, где он провел четыре года. Сразу после этого музыкант вернулся в Лас-Вегас и присоединился к трио аккордеониста Дика Контино (Dick Contino), а затем вновь попал на реабилитацию, но уже в другую клинику в Южной Калифорнии.

После трех лет в реабилитационном центре, Пасс начал воспринимать свой музыкальный талант более серьезно и взялся за карьеру. Он записал первый альбом в качестве лидера — Catch Me, через год записи продолжились посвящением Джанго Рейнхарду — For Django, а еще через два года вышел в свет альбом Simplicity.

Также Пасс много работал на студии, записывался с телевизионными оркестрами и играл с пианистом Джорджем Ширингом (George Shearing).

С середины 60-х по середину 70-х годов Джо серьезно продвинулся вперед. Он записывался с джазовыми и поп-звездами, выступал на радио и телевидении, записал 3 альбома в Германии. В 1971 году он сформировал один из самых популярных и ярких гитарных дуэтов в истории джазовой музыки, объединившись со своим давним другом, гитаристом Хербом Эллисом (Herb Ellis).

В 1973 году легендарный Бенни Гудман пригласил Пасса заменить штатного гитариста в его оркестре. Он был так поражен игрой Джо, что предложил ему отправиться на гастроли в Австралию. После возвращения из тура Пасс подписал контракт с компанией Пабло и приступил к записи своего первого сольного альбома Virtuoso. Эта запись положила начало целой серии сольных альбомов и сделала Пасса «золотым мальчиком» джаза в 1975 году. Приблизительно в это же время Джо присоединился к трио Оскара Питерсона (Oscar Peterson) и вместе с этим составом получил Grammy за лучшее джазовое исполнение.

С этого момента Джо Пасс стал одним из самых записываемых гитаристов. Он играл в дуэтах, трио, малых составах и больших оркестрах и по сей день остается самым универсальным и музыкальным гитаристом в истории музыки. Еще не пробовали играть его композиции? Приходите на наши курсы обучения игры на гитаре – и мы вместе насладимся воспроизведением музыки величайшего джазмена.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
09.08.2019
Можно ли совместить гитару и спорт

Что для гитариста дороже всего на свете, причем это даже не его любимая гитара? Его руки!  Руки гитариста – его главный инструмент, который нужно холить, лелеять и беречь! Поэтому, один из самых частых вопросов, которые задают начинающие гитаристы преподавателю – а можно ли совмещать музыкальные занятия, к примеру, в PIMASCHOOL, и занятия спортом? И как это сделать таким образом, чтобы не  поставить крест на карьере гитариста?

06.06.2023
Музыкальный слух: зачем он нужен и можно ли его развить?

Как часто можно встретить отчаявшихся гитаристов, сетующих на музыкальные занятия: «Да мне медведь в детстве на ухо наступил, это безнадежно».

Согласно такой позиции музыкальный слух — это дар, что дается от бога при рождении. И если уж не дано, то и шансов развить его практически нет.

19.08.2022
3 практические фишки кварто-квинтового круга

Его заставляют учить прежде, чем ученик понимает, что это и зачем нужно. Это не совсем уж бесполезное занятие, но большинству музыкантов он так никогда и не пригодится.